Каждый год в октябре Летний сад закрывает свои скульптуры на зиму

Это уже традиция: каждый год в октябре журналистов приглашают в Летний сад посмотреть, как закрывают скульптуры на зиму. Смотреть на это всегда грустно, но мы знаем, что в конце апреля будем наблюдать за освобождением античных богов из их деревянных укрытий. И встречать весну.

Каждый год в октябре Летний сад закрывает свои скульптуры на зиму | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В нынешнем году церемония прощания с теплым сезоном прошла 17 октября, во вторник, когда Летний сад закрыт для публики. Из-за очень теплого, почти летнего сентября золотая осень только начинается. Большинство деревьев еще стоят с зелеными листьями. Но с Невы дул такой сильный ледяной ветер, что казалось, что в скором наступлении зимы сомнений нет. Смотреть на обнаженных богов и богинь было холодно.

Пора утепляться. Первой закрыли, как обычно, скульптурную композицию «Мир и Победа» («Ништадт­ский мир»). Это единственная подлинная мраморная скульптура из почти 90 статуй Летнего сада. Она была создана в 1722 году итальянским скульптором Пьетро Баратта по специальному заказу Петра Первого. Композиция — аллегория Ништадтского мира, победы России над Швецией в Северной вой­не. Это две прекрасные полуобнаженные женщины, одна из которых символизирует Россию, вторая — богиню Нику. Богиня держит в руке пальмовую ветвь, а ногу поставила на голову гривастого льва, олицетворяющего Швецию. У льва очень выразительная морда, на которой написано страдание.

Скульптуры2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


За довольно длительным процессом укрытия «Мира и Победы» внимательно наблюдала Галина Хвостова, хранитель скульптуры Летнего сада. Стоя под порывами ветра, мы видели, как скульптуру сначала обернули тканью, пропитанной специальным биоцидным составом, который защищает от грибка. Затем рабочие сада собрали и скрепили деревянный футляр.

Напомним историю процесса. Итальянские мраморы в Летнем саду стали укрывать еще в XVIII веке, при Анне Иоанновне. Поначалу использовали рогожи и циновки. Но вскоре стало ясно, что этой защиты в петербургском холодном и сыром климате недостаточно. Скульптор Василий Демут-Малиновский, которого приставили надзирать за статуями, предложил в 1826 году использовать дополнительно деревянные футляры. И сам разработал их конструкцию. Они похожи на сборные домики из четырех деревянных панелей, скрепленных между собой, с покатой крышей. Конструкция оказалась столь удачной, что используется вот уже почти два столетия.

Кроме «Ништадтского мира» подлинников в Летнем саду не осталось. Как мы не раз рассказывали, они были отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, потому что, как говорили специалисты, мрамор умирал. Время и суровый петербургский климат разрушали его. Сейчас в Летнем саду стоят специально изготовленные копии из смеси мраморной крошки и полиэфирной смолы. Они гораздо прочнее, лучше защищены от агрессивной окружающей среды большого города, выхлопных газов, перепадов температуры, осадков и даже ультрафиолета. А когда пару лет назад во время урагана на «Аллегорию сладострастия» обрушилась липа и статуя упала с пьедестала, с ней ничего не случилось. Будь она мраморной, скорее всего, разбилась бы. Вот и порадуешься, что подлинник, приобретенный Рагузинским и доставленный в Петербург в 1722 году, живет сейчас в Михайловском замке. Это, кстати, единственная в саду скульптура, олицетворяющая грех, — красивая обнаженная женщина с лежащим у ног крокодилом.

Как рассказал Сергей Ренни, заведующий филиалом «Летний сад, Михайловский сад и зеленые территории Русского музея», статуи закрывают в зависимости от погодных условий в период с 15 октября до 1 ноября. При работах «ловят момент» — нужно, чтобы не было дождя.

Зимой будут наблюдать за сохранностью этих домиков. По словам Ренни, сотрудники его отдела даже 2 января выходят на работу и совершают обход сада. Потому что при сильных порывах ветра крыши с домиков иногда сносит.

В отапливаемые помещения переезжают сейчас растения в кадках, которые украшали сад летом. В основном они зимуют в Малой оранжерее, специально для этого построенной. Лишь лавры, подаренные когда‑то Летнему саду коллегами из дворцово-паркового ансамбля Хет Лоо, будут зимовать в Кофейном домике, потому что они слишком высокие для оранжереи.

На вопрос вашего корреспондента о том, будут ли помогать пережить зиму птицам, Сергей Ренни ответил, что уже закупаются специальные корма, семечки, готовятся кормушки в Летнем и Михайловском садах. Зимой подкормка птиц будет проходить под наблюдением сотрудников. Конечно, многие птицы улетают в теплые края, но кто‑то из пернатых остается зимовать в саду. Например, синички. Сотрудничающие с музеем студенты — будущие орнитологи окольцовывают синиц. Любопытно, что в прошлом году поймали синичку, на лапке которой уже оказалось кольцо, поставленное в Финляндии. И это не первый случай прилета синиц из дальних стран. Для них ведь границ не существует.

Увы, совсем скоро покинет Летний сад пара белых лебедей.

— 23 октября заканчивается наш договор с Ленинградским зоопарком, — рассказал Сергей Ренни. — Оттуда приедут специалисты, чтобы отловить птиц и перевезти на зиму в Зоопарк. 

Уходя после пресс-тура из Летнего сада, я решила выйти не на набережную Невы, а прошла до ворот со стороны Михайловского замка. Чтобы на прощание полюбоваться парой белых лебедей, которые еще не знают, что скоро должны будут переехать на зимние квартиры. И вспомнила, конечно, знаменитое стихотворение Анны Ахматовой про Летний сад со словами: «И лебедь, как прежде, плывет сквозь века, любуясь красой своего двойника».


#Летний сад #скульптуры #сезон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (7526) от 19.10.2023 под заголовком ««И лебедь, как прежде, плывет»».


Комментарии