Катитесь куда подальше! Пешеход не должен становиться досадной помехой для самокатчиков

Еще пару дней назад в центре города сиротливо жались по углам несколько прокатных электросамокатов. Сегодня их уже в десятки раз больше. К желтым добавились фиолетовые. Не за горами еще один цвет в палитре. Ошибаетесь, если думаете, что в такую погоду они не пользуются спросом. Разбирают их весьма активно…

Катитесь куда подальше! Пешеход не должен становиться досадной помехой для самокатчиков | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

И все бы ничего, только вот буквально на моих глазах одна из наездниц врезалась в мужчину, спокойно идущего по тротуару. Случайность? Увы. В течение прошлого сезона только в Петербурге было зафиксировано 172 подобных ДТП, в которых погибли 4 человека. Это притом что по нашим дорогам колесили порядка 38 тысяч подобных средств передвижения. В нынешнем году кикшеринговые компании выставят на улицу почти 50 тысяч железных коней. То есть на 30 % больше.

Когда эта забава только начинала обживать петербургские улицы, многие смотрели на нее снисходительно. «Чем бы дитя не тешилось». Тем более что поначалу осваивали эту технику именно молодые люди. Но, когда двухколесный транспорт обрел популярность, уже не до смеха: самокатчики стали реальной угрозой для пешеходов.

Лихие наездники, среди которых много несовершеннолетних, на полной скорости гоняют по тротуарам, ездят вдвоем на одном самокате, подрезая прохожих… Неудивительно, что такие шумахеры с завидной регулярностью устраивают ДТП, в которых страдают ни в чем не повинные люди.

Особенно тревожно, что среди покалеченных есть дети и пожилые люди. Так, в Петербурге под колеса электросамоката попал семилетний ребенок, который был госпитализирован с тяжелой черепно-мозговой травмой. Виновник аварии скрылся. Аналогичные случаи произошли в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и других российских городах.

Перечислять все эти печальные инциденты, наверное, смысла нет. О многих из них мы уже писали. Достаточно сказать, что, по официальным данным, в прошлом году в России зарегистрировано почти 3 тысячи ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ). В сравнении с 2022‑м показатель вырос на 216 %!

А сколько случаев, которые не попали в эту статистику? Ведь куда чаще при наезде лихача на пешехода тот просто отвешивает ему затрещину (если дотянется) или словесно объясняет всю неразумность подобного поведения, да так, что стекла дрожат… На том и расходятся участники ДТП без всякой полиции.

Кто‑то возразит: мол, в автомобильные аварии люди попадают гораздо чаще, но никто же машины не запрещает. Согласна. Но есть существенная разница. Во-первых, авто не ездит по тротуарам, распихивая пешеходов. Во-вторых, водители за чужие травмы и порчу имущества несут серьезную ответственность. А с самокатчиков взятки гладки. Наехал, сбил, укатил. Опознать виновника нереально — номеров‑то у них нет.

Горожане давно призывают влас­ти каким‑то образом обуздать двухколесных гонщиков. И те пытаются что‑то предпринять. В частности, закрыли для пользователей кикшеринга ряд городских улиц, ограничили скорость их передвижения, поставили пару знаков, которые запрещают движение на всех СИМ. А еще грозятся повысить штрафы, тестировать желающих прокатиться на знание ПДД, повысить минимальный возраст наездников… И даже не допускать до руля человека в состоянии алкогольного опьянения (правда, неясно, кто и как будет считать у самокатчика промилле).

И что? Ровным счетом ничего. Ужесточения, кажется, никто и не заметил. Прогулки по городским улицам по‑прежнему остаются небезопасными.

Конечно, «стричь» всех пользователей кикшеринга под одну гребенку будет несправедливо. Есть среди них и законопослушные граждане, которые стараются соблюдать политес по отношению к пешеходам. Однако даже такие «соседи» на узком тротуаре доставляют горожанам дискомфорт. Ну правда, тесно. И как разрулить эту ситуацию, похоже, никто не знает.

Хотя предложений много. В частности, исполнительный директор ассоциации «Пошли-поехали» Герман Мойжес считает, что в городе необходимо создавать безопасную инфраструктуру для велосипедов и СИМ, а также увеличивать коли­чество сотрудников полиции, которые могли бы следить, как самокатчики соблюдают ПДД.

В свою очередь глава ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Роман Плугин предложил запретить передвижение на электросамокатах в центре города. Трудно не согласиться. В новостройках и улицы шире, и свободного пространства на порядок больше. Может, действительно отправить всех самокатчиков куда подальше? Вот только согласятся ли они на такое?.. Тем не менее рано или поздно, но этот вопрос все‑таки придется решать, и лучше это сделать до того, как произойдет очередная трагедия.

Между тем правительственный комитет по транспорту уже подписал с кикшеринговыми компаниями обновленное соглашение о соблюдении правил использования СИМ в городе на нынешний год. Основные правила остались такими же, как в 2023‑м. По всему городу скорость по‑прежнему ограничивается до 20 км/час. Для 133 локаций вводят ограничение 15 км/час. Еще для 7 мест — 10 км/час.

Из нового: расширено количество территорий, где поездки на электросамокатах вообще запрещены. Кроме того, соглашение предполагает запрет на аренду самокатов для несовершеннолетних. Планируется внедрить системы для максимально достоверной идентификации пользователя. Также в этом сезоне начнут тестировать систему «детектирования поездок вдвоем».

Помимо прочего в Telegram собираются запустить чат-бот, куда можно будет пожаловаться на двухколесных лихачей. Сделать это также можно, прислав на почту редакции post@spbvedomosti.ru фотографии нарушений самокатчиками прав пешеходов, сообщения о случаях пьяной или неадекватной езды.


#электросамокаты #сезон #опасность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7628) от 22.03.2024 под заголовком «Катитесь куда подальше!».


Комментарии