Карета в Графском пруду. Из шумного мегаполиса в Коломягах мгновенно переносишься в другой мир

Отправляемся на прогулку по Коломягам, где ощущение зримой границы в городском пространстве — удивительное: из шумного мегаполиса практически мгновенно переносишься в другой мир.

Карета в Графском пруду. Из шумного мегаполиса в Коломягах мгновенно переносишься в другой мир | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Малоэтажный район с трех сторон окружен высотными новостройками, а с четвертой почти вплотную примыкает к Удельному парку. Кто‑то, наверное, возразит: да какое же это прогулочное место!.. И будет неправ: покой и умиротворение здесь обеспечены.

«Какие тихие милые осенние Коломяги», — записал в дневнике в августе 1914 года поэт Александр Блок, любивший совершать пешеходные прогулки по окрестностям столицы. С тех пор прошло больше ста лет, разумеется, очень многое изменилось, но эти строчки в чем‑то созвучны и нынешнему времени.

Действительно, Коломяги — своего рода анклав: нет ни одного маршрута общественного транспорта, который бы проходил через них. Он ходит только по магистралям, которые окружают бывшую деревню. Это и понятно: в самих Коломягах улицы узкие, оставшиеся в наследство от сельского прошлого…

В конце 1980‑х годов старинная деревня Коломяги могла, как и многие другие предместья, исчезнуть под напором вплотную подступившего города. Так бы и произошло, если бы местные жители не добились, чтобы деревню не трогали. Но время взяло свое, район постепенно превратился в настоящее экспериментальное место для архитектурных решений, строительных технологий, подходов к формированию городской среды. Возник своего рода городской и ландшафтный феномен. Получилось разностилье, но весьма своеобразное, которое, без сомнения, еще станет объектом изучения будущих историков архитектуры.

Коломяги5_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Старых сельских домов к нынешнему времени осталось мало, но по ним можно представить, как выглядели Коломяги в прежние времена. Проходя по Тбилисской улице, обязательно обратите внимание на дом № 29, год сооружения которого, 1899‑й, остался увековеченным в резном убранстве. Построил его для себя и своей семьи статский советник Адольф Феликсович Россет, состоявший на службе в департаменте неокладных сборов Министерства финансов. Потомки Россетов живут в этом доме и сегодня.

Коломяги2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Чуть дальше деревянный дом под № 41, сохранившийся с начала ХХ века. Это типичный образец дачной архитектуры того времени. По имени своего первого владельца он известен в Коломягах как «дом Павлова», или «Павловский дом». Ныне здесь озерковско-коломяжская «Деревня художников».

И, конечно, глаз не отвести от коломяжской жемчужины — деревянной церкви Святого Дмитрия Солунского. Кстати, она была одной из немногих, которая действовала всю блокаду. Неподалеку от нее, на живописном пригорке, — возведенная в конце XIX века часовня во имя святого благоверного Александра Невского.

Неспешная прогулка по коломяжским улицам действительно может оказаться весьма любопытной. Удивят, без сомнения, и их названия. Где еще в городе можно найти 3‑ю линию 1‑й половины и 3‑ю линию 2‑й половины? Дело в том, что в 1823 году в ходе раздела наследства Сергея Саввича Яковлева Коломяги оказались поделены на две части. С тех пор юго-восточную часть деревни местные стали называть «первой половиной», северо-западную — «второй». А вот почему вместо слова «улица» стали использовать «линия», остается загадкой.

Если идти к центру бывшей деревни, почти наверняка окажешься у старинного Графского пруда. Здесь, на его берегу, — дворянский особняк, который местные жители именуют «графским домом». Его возвел в середине XIX века для генерала Алексея Никитина — героя Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы, заграничного похода русской армии — академик архитектуры Алексей Горностаев. Он перестроил в камне прежний дом, возведенный немного ранее.

Особняк Никитина — и первый (деревянный), и второй (каменный) — своего рода коломяжское родовое «дворянское гнездо». Оно известно также и под именем «усадьбы Орловых-Денисовых», поскольку одна из дочерей Алексея Никитина, Елизавета, вышла замуж за генерал-лейтенанта Федора Васильевича Орлова-Денисова, участника Крымской войны.

Коломяги3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Писатель Григорий Данилевский посвятил хозяйке имения стихи, в которых были такие строки: «Казачка гордой красотою. // Графиня сердцем и умом… // О Вас гремит недаром слава: // Вы муза всем и меценат…». А об усадьбе он отозвался так: «Коломяжские палаты // Всеми дивами богаты! // Коломяжские сады // Чудо сельской красоты!»…

В советское время особняк долгое время занимал дом престарелых, потом он несколько десятков лет пустовал. Сейчас, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, находится в частной собственности. Завершается его реставрация.

Несколько лет назад было проведено благоустройство парка вокруг Графского пруда. В нем до сих пор сохранились деревья, посаженные во времена графа Орлова-Денисова. Уцелела даже часть так называемой Аллеи любви, образованной саженцами «райской» яблони. Согласно преданиям, по традиции, после венчания женихи и невесты проходили по ней.

Коломяги4_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сегодня это очень живописное место. И, кстати, связанное с еще одной легендой: говорят, будто бы когда‑то в этом пруду утонула графская карета с сокровищами. Когда благоустраивали парк, дно водоема почистили, никаких исторических артефактов не нашли. Может быть, просто плохо искали?..

Читайте также:

Архитектура и скульптура Петроградской стороны: маршрут по Троицкой площади

На пользу публике. Чем можно полюбоваться в Александровском парке?


#парки и скверы #Коломяги #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (8027) от 01.11.2025 под заголовком «Ищите карету в Графском пруду».


Комментарии