Каким будет облик левобережного Невского района Северной столицы

Наверное, только краеведы в курсе, что окрестности станции метро «Елизаровская» — это бывшее село Смоленское. Район своеобразный, фабрично-заводской, на протяжении последних десятилетий он почти не менялся. Новые сооружения если и появлялись, то только точечно. Сегодня район обновляется уже масштабно. На месте бывших предприятий выросли жилые комплексы, началось строительство Большого Смоленского моста. О том, каким будет новый облик района, как не утратить очарование его тихих укромных уголков, сохранить характерные объекты промышленной архитектуры конца XIX века, формирующие его образ вдоль проспекта Обуховской Обороны, мы говорим с нашим экспертом членом правления Санкт-Петербургского союза краеведов Алексеем ЕРОФЕЕВЫМ.

Каким будет облик левобережного Невского района Северной столицы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Алексей Дмитриевич, сущест­вует некий стереотип пренебрежительного отношения к этим местам: мол, а чего здесь вообще интересного и примечательного? Заводы, фабрики, «хрущевки»…

— Да, когда говорят о левобережном Невском районе, в первую очередь вспоминают, что это рабочая окраина. Здесь действительно с XIX века было огромное количест­во заводов — текстильных, машиностроительных… И все это — вдоль нынешнего проспекта Обуховской Обороны и вблизи Невы, поскольку на производстве всегда нужна вода. Естественно, рядом с предприятиями появлялось ничем не примечательное жилье для рабочих, поэтому на проспекте Обуховской Обороны и в его окрестностях мы почти не увидим ярких памятников архитектуры. В основном крепкие доб­ротные дома рядовой застройки, у которой тоже есть свой колорит.

Хотя есть и постройки поистине уникальные. Например, так называемые Максвеллские казармы на улице Ткачей. Эти дома для рабочих были построены братьями Максвелл — владельцами крупной текстильной мануфактуры (ныне фабрика «Рабочий»). Рабочие, правда, сложили поговорку: «Кто у Максвелла не живал, тот и горя не видал».

— Но справедливости ради заметим — мало кто из фабрикантов заботился о жилье для рабочих, так что даже такие «казармы», скорее, исключение из правил.

— Конечно. Преображаться же район стал после революции. К примеру, в конце 1920‑х годов здесь появился Палевский жилмассив — великолепный образец ранней советской архитектуры. Настоящий город-сад, воплощение строк Маяковского. Строили эти дома для рабочих Невского района, которые трудились на ближайших предприятиях. Квартиры здесь небольшие, но достаточно комфортные даже по сегодняшним меркам.

Нынче можно посетовать, что территории этого жилмассива недостаточно благоустроены. Мы привыкли уже, что внутри дворов — детские площадки, скамейки, даже фонтаны. Здесь просто трава, деревья и кустарники. И все равно в этом квартале очень уютно, потому что сама застройка соразмерна человеку в отличие от небоскребов, которые давят на психику. Здесь очень тихо и спокойно, хотя от шумного и грохочущего проспекта Обуховской Обороны — всего пара сотен метров…

— На том же проспекте Обуховской Обороны прежние промышленные предприятия сегодня, за малым исключением, используются, мягко говоря, не по своему прямому назначению.

— Да, как склады, офисы, какие‑­то мелкие кустарные производства. Каждый арендатор приводит в порядок полученную им часть здания на свой вкус и кошелек, кто во что горазд, и подобное разностилье выглядит зачастую не самым лучшим образом.

А, между прочим, несколько предприятий, находящихся между проспектом Обуховской Обороны и Невой, даже имеют собственную набережную, о чем мало кто знает. Фактически она находится на внут­ренней заводской территории, но вместе с тем все равно остается набережной с проезжей частью, там даже можно прогуляться и полюбоваться видом противоположного, правого, берега Невы. Пускай она не благоустроена и не облагорожена, не заасфальтирована и не выложена плиткой…

На картах этой набережной прос­то нет в отличие от Перевозной набережной, которая официально существует, хотя она и тупиковая в обоих направлениях. С незапамятных времен там сущест­вовал перевоз с одного берега реки на другой — на лодках, а потом и на пароходе.

Своя набережная_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Нынче на Перевозной набережной практически чудом сохранился последний деревянный дом села Смоленского. Ему сто лет, он пережил блокаду, когда сгорели или были разобраны на дрова многие деревянные дома в этом районе.

— Сохранится ли он нынче?

— Честно говоря, не уверен. Какого‑либо охранного статуса он не имеет, скорее, это, что называется, genius loci… До недавнего времени Перевозная набережная была тихим местом, над которым, казалось, время не властно. Но теперь этой идиллии пришел конец. В непосредственной близости развернулось строительство Большого Смоленского моста, он совсем скоро радикально изменит образ этой части района.

Подъездной магистралью к новой переправе через Неву станет Большой Смоленский проспект. Если объективно подходить, то строительство нового моста в створе именно этого проспекта — наиболее безболезненный вариант.

— Почему вы так считаете?

— Вокруг него особенно ценной застройки нет. С одной стороны к проспекту вообще примыкает сплошной каменный серый забор — он, видимо, будет снесен при сооружении развязок. Город развивается, и этот мост объективно необходим. Конечно, жаль дореволюционные дома, которые пойдут под снос на проспекте Обуховской Обороны ради сооружения развязки. Но при осуществлении подобных масштабных проектов, увы, иногда приходится идти на какие‑то жертвы.

Отдельный разговор — про попавшее в зону сноса здание школы. Внешне оно ничем особенно не примечательно, но это мемориальный адрес. Здесь училась Ольга Берггольц, а в начале Великой Отечественной войны в этом здании формировалась дивизия народного ополчения Володарского района, участвовавшая в защите Ленинграда. Об этом сообщает мемориальная доска на фасаде.

Судьба этого дома не случайно является предметом общественного обсуждения. Его, безусловно, очень хотелось бы сохранить. Возможно, стоит обсудить технологию перемещения — такое сейчас возможно, в начале нынешнего года застройщики перенесли на несколько десятков метров (в буквальном смысле перекатили) историческое здание на Выборгской набережной. Да, это дорого, хлопотно, но, когда речь идет об историческом, культурном, мемориальном наследии, наверное, такие финансовые затраты вполне оправданны…

Что и говорить, сегодня облик района радикально меняется. К примеру, на месте значительной части Невского завода имени Ленина появится жилая застройка.

— Как вы на это смотрите?

— Увы, как на неизбежность. Остается надеяться лишь на то, что новые жилые дома станут украшением района, а не будут безликими коробками из стекла и бетона. Чтобы они осовременили этот район, сделали его не хуже, а лучше…

Мне, например, очень дорог квартал послевоенной малоэтажной застройки между Большим Смоленским проспектом, улицей Седова, улицами Ольминского и Бабушкина: здесь сохранились дома первых послевоенных лет, их строили по проекту Евгения Левинсона и Леонида Асса. Подобные кварталы можно увидеть на Удельной, в Старой и Новой Деревне, близ станции метро «Нарвская». Кварталы похожие, но все равно неодинаковые. И близ «Елизаровской» — исключительно двухэтажные дома.

Здесь тоже зеленый оазис и тишина. К сожалению, далеко не все дома тут сохранились. Какие‑то из них были снесены несколько лет назад, и на их месте возведены высотные жилые здания в двадцать с лишним этажей. Я называю их «выскочками XXI века»… А хотелось бы, чтобы этот квартал оставался в неизменном виде и дальше, потому что это — память места. И обратите внимание, насколько уютно в этих двориках.

Да, кто‑то скажет, мол, от этих улиц и дворов веет провинциальностью и столичный город не должен так выглядеть. Но Петербург — очень разный. В нем всегда были и дворцы, и трущобы. А это — вовсе не трущобы. Это очень хорошая качественная архитектура, настоящий ленинградский классицизм. И если уж принять упрек в «провинциальности», то она очень уютная, хорошая, достойная. А Ленинград, Петербург не может быть городом только дворцов или только городом небоскребов. Здесь, на Большом Смоленском, эти дома на своем месте.

Образ места3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— За последние годы в районе близ «Елизаровской» появились и новые памятники…

— До недавнего времени район действительно не был особенно богат произведениями монументального искусства, если не считать памятника Ленину у Невского завода и бюста Крупской у Дома культуры, названного ее именем.

Нынче появился памятник Ольге Берггольц, еще десять лет назад на Большом Смоленском проспекте у здания Морского колледжа Государственного университета морского и речного транспорта имени адмирала С. О. Макарова установили мемориал «Памяти моряков полярных конвоев 1941 – 1945 годов». Он был создан скульптором Григорием Лукьяновым и архитектором Рафаэлем Даяновым. Кроме того, в саду Ткачей можно увидеть весьма необычное декоративное сооружение «Ткацкое ремесло».

Уверен, что появятся и другие памятники. В этом районе немало исторических страниц и героев, которых следовало бы увековечить. Думаю, здесь могли бы появиться памятники полярникам Георгию Седову и Николаю Пинегину — на улицах, которые носят их имена.

Читайте также:

Чемпион выйдет из тени. По каким адресам в городе ожидаются светлые перемены

Встретимся под часами. В новом микрорайоне Новосергиево разбили ещё один сквер


#благоустройство #Елизаровская #инфраструктура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7746) от 11.09.2024 под заголовком «Уютная фабричная окраина».


Комментарии