Как возрождают сталь

Завершается реставрация первых трех звеньев ограды, расположенной вдоль часовни с ризницей храма Спас-на-Крови. Мастера работают как на месте — в одной из самых посещаемых точек Петербурга, так и вдали от шума городского, в кузне в Малом Карлине.

Как возрождают сталь | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

За армированным полиэтиленом, укрывшим ажурную решетку от туристов, реставраторы очищают от старой краски и коррозии металлические детали, от грязи — цоколи и колонны. Для этого применяются специальные технологии, созданные в Петербурге. Щадящие воздушные вихревые потоки распыляют мягкий полимерный состав, а не жесткий абразив. Им можно чистить даже бумагу. После очистки решетки перевозят в кузню для восполнения утрат. Одновременно на месте мастера «пломбируют» полимерами гранитные цоколи, подбирают вставки для лечения эстляндского мрамора, из которого сложены элементы колонн — базы, капители и пояски. Колонны облицованы декоративным кирпичом двух тонов — красная и бежевая охра. Кирпичам требуются пломбы, точно попадающие в цвет.

На днях храму Спас-на-Крови исполнилось 110 лет. Он был заложен в октябре 1883 года и освящен 19 августа 1907-го. От Михайловского сада храм отделяет полукруглая кованая стальная ограда с воротами напротив восточного фасада собора. Решетка с растительным орнаментом, как будто парящим в воздухе, выполнена в стиле, который называют ранний модерн. Она по праву считается одной из самых красивых в Петербурге.

Ограда создавалась в 1903 — 1907 годах по рисунку архитектора Альфреда Парланда — автора проекта самого храма и часовни с ризницей. Храм, часовня и 250-метровая ограда, состоящая из 57 больших (4 х 3,7 метра) звеньев, образуют единый ансамбль.

Авторский замысел сохранился не полностью. В послевоенные годы для подъезда трамваев на кольцо на Конюшенной площади ограда была разорвана на две неравные части: пять звеньев оказались с одной стороны путей около ризницы, остальные 52 звена с другой, около Спаса-на-Крови.

На картах Петербурга начала ХХ века и Ленинграда 1920 — 1930-х годов хорошо видно, что ограда была единой и отделяла храм с часовней от Михайловского сада. Но для молодых горожан сообщим, что в начале 1970-х годов трамвайное кольцо на Конюшенной площади играло важную роль. Отсюда отправлялись на Гражданку, где шло массовое строительство жилья, но еще не провели метро, маршруты № 51 и 53. В часы пик составы из четырех вагонов были набиты народом.

Металлические детали ограды изготовили на художественно-слесарном заводе «Карл Винклер», где создано большинство кованых петербургских решеток начала XX века. Это известно по документам, никаких клейм с датировками и именами кузнецов реставраторы не обнаружили. Как выяснилось в ходе работ последних десятилетий, сталь была выбрана не самая качественная. То ли экономили, то ли торопились установить решетку одновременно с освящением храма.

В итоге к 1990-м годам половина металлических конструкций была утрачена. Работы по восстановлению ограды ведутся почти двадцать лет. На частные средства отреставрированы 33 звена, воссоздан первоначальный вид парадных ворот с вензелем Александра III, императорской короной, ажурными коваными фонарями и изразцами на столбах. Образцы керамики сохранились в ризнице.

Нынешняя реставрация трех звеньев ограды проводится по программе КГИОП, на нее выделено в 2017 году 27,5 млн рублей. Работы выполняет компания «Стройтехуслуги». На 2018 год запланированы работы по двух оставшимся звеньям, ограждающим ризницу.

Пока мы слушали пояснения Сергея Блинова, директора компании, и Ирины Воиновой, главного архитектор проекта, рядом тарахтели большие туристические автобусы. Почему-то водители не считают нужным выключать двигатели. Как сказали реставраторы, копоть, хотя и не видная глазу, оседает на ограде.

Едем в Малое Карлино. Там кузнецы, правильнее говорить — кузнецы-художники, кропотливо восстанавливают шедевр Парланда. Как сказал начальник производства почетный реставратор Александр Николаев, главная задача — сохранить максимум подлинных деталей. На профессиональном сленге такая работа называется «доковывать утраченное».

Конечно, если деталь проржавела полностью или обнаруживаются силуминовые фрагменты (нам показали цветок) от прежних реставраций, их приходится заменять. Для воссоздания сначала делается выкройка из бумаги, потом деталь вырубается из листа стали, а затем кузнец вручную с помощью горна и молотка превращает плоский металлический лист в украшение требуемой формы. Для справки: каждое звено ограды храма Спас-на-Крови состоит из 160 деталей и каждая из них — тонкая кузнечная работа.

Кроме чисто реставрационных проблем для существования ограды Спаса-на-Крови существует и юридическая сложность. Как сообщил нам председатель КГИОП Сергей Макаров, 52 звена ограды, примыкающие к Михайловскому саду, принадлежат Русскому музею. Пять звеньев вдоль часовни с ризницей ни за кем не числятся, просто — государственная собственность. Несмотря на то что сама часовня является частью музея «Исаакиевский собор». С прежним директором музея Николаем Буровым была достигнута договоренность, что после завершения реставрации всех пяти звеньев музей возьмет их под свое крыло. Макаров надеется, что при новом руководстве Исаакиевского собора прежняя договоренность сохранится.

#реставрация #ограда #Спас-на-Крови

Комментарии