Как возрождают сталь

Завершается реставрация первых трех звеньев ограды, расположенной вдоль часовни с ризницей храма Спас-на-Крови. Мастера работают как на месте — в одной из самых посещаемых точек Петербурга, так и вдали от шума городского, в кузне в Малом Карлине.

Как возрождают сталь | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

За армированным полиэтиленом, укрывшим ажурную решетку от туристов, реставраторы очищают от старой краски и коррозии металлические детали, от грязи — цоколи и колонны. Для этого применяются специальные технологии, созданные в Петербурге. Щадящие воздушные вихревые потоки распыляют мягкий полимерный состав, а не жесткий абразив. Им можно чистить даже бумагу. После очистки решетки перевозят в кузню для восполнения утрат. Одновременно на месте мастера «пломбируют» полимерами гранитные цоколи, подбирают вставки для лечения эстляндского мрамора, из которого сложены элементы колонн — базы, капители и пояски. Колонны облицованы декоративным кирпичом двух тонов — красная и бежевая охра. Кирпичам требуются пломбы, точно попадающие в цвет.

На днях храму Спас-на-Крови исполнилось 110 лет. Он был заложен в октябре 1883 года и освящен 19 августа 1907-го. От Михайловского сада храм отделяет полукруглая кованая стальная ограда с воротами напротив восточного фасада собора. Решетка с растительным орнаментом, как будто парящим в воздухе, выполнена в стиле, который называют ранний модерн. Она по праву считается одной из самых красивых в Петербурге.

Ограда создавалась в 1903 — 1907 годах по рисунку архитектора Альфреда Парланда — автора проекта самого храма и часовни с ризницей. Храм, часовня и 250-метровая ограда, состоящая из 57 больших (4 х 3,7 метра) звеньев, образуют единый ансамбль.

Авторский замысел сохранился не полностью. В послевоенные годы для подъезда трамваев на кольцо на Конюшенной площади ограда была разорвана на две неравные части: пять звеньев оказались с одной стороны путей около ризницы, остальные 52 звена с другой, около Спаса-на-Крови.

На картах Петербурга начала ХХ века и Ленинграда 1920 — 1930-х годов хорошо видно, что ограда была единой и отделяла храм с часовней от Михайловского сада. Но для молодых горожан сообщим, что в начале 1970-х годов трамвайное кольцо на Конюшенной площади играло важную роль. Отсюда отправлялись на Гражданку, где шло массовое строительство жилья, но еще не провели метро, маршруты № 51 и 53. В часы пик составы из четырех вагонов были набиты народом.

Металлические детали ограды изготовили на художественно-слесарном заводе «Карл Винклер», где создано большинство кованых петербургских решеток начала XX века. Это известно по документам, никаких клейм с датировками и именами кузнецов реставраторы не обнаружили. Как выяснилось в ходе работ последних десятилетий, сталь была выбрана не самая качественная. То ли экономили, то ли торопились установить решетку одновременно с освящением храма.

В итоге к 1990-м годам половина металлических конструкций была утрачена. Работы по восстановлению ограды ведутся почти двадцать лет. На частные средства отреставрированы 33 звена, воссоздан первоначальный вид парадных ворот с вензелем Александра III, императорской короной, ажурными коваными фонарями и изразцами на столбах. Образцы керамики сохранились в ризнице.

Нынешняя реставрация трех звеньев ограды проводится по программе КГИОП, на нее выделено в 2017 году 27,5 млн рублей. Работы выполняет компания «Стройтехуслуги». На 2018 год запланированы работы по двух оставшимся звеньям, ограждающим ризницу.

Пока мы слушали пояснения Сергея Блинова, директора компании, и Ирины Воиновой, главного архитектор проекта, рядом тарахтели большие туристические автобусы. Почему-то водители не считают нужным выключать двигатели. Как сказали реставраторы, копоть, хотя и не видная глазу, оседает на ограде.

Едем в Малое Карлино. Там кузнецы, правильнее говорить — кузнецы-художники, кропотливо восстанавливают шедевр Парланда. Как сказал начальник производства почетный реставратор Александр Николаев, главная задача — сохранить максимум подлинных деталей. На профессиональном сленге такая работа называется «доковывать утраченное».

Конечно, если деталь проржавела полностью или обнаруживаются силуминовые фрагменты (нам показали цветок) от прежних реставраций, их приходится заменять. Для воссоздания сначала делается выкройка из бумаги, потом деталь вырубается из листа стали, а затем кузнец вручную с помощью горна и молотка превращает плоский металлический лист в украшение требуемой формы. Для справки: каждое звено ограды храма Спас-на-Крови состоит из 160 деталей и каждая из них — тонкая кузнечная работа.

Кроме чисто реставрационных проблем для существования ограды Спаса-на-Крови существует и юридическая сложность. Как сообщил нам председатель КГИОП Сергей Макаров, 52 звена ограды, примыкающие к Михайловскому саду, принадлежат Русскому музею. Пять звеньев вдоль часовни с ризницей ни за кем не числятся, просто — государственная собственность. Несмотря на то что сама часовня является частью музея «Исаакиевский собор». С прежним директором музея Николаем Буровым была достигнута договоренность, что после завершения реставрации всех пяти звеньев музей возьмет их под свое крыло. Макаров надеется, что при новом руководстве Исаакиевского собора прежняя договоренность сохранится.

#реставрация #ограда #Спас-на-Крови

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...