Как сажать памятники?
Грустным получилось вторничное заседание художественной секции Градостроительного совета. При обсуждении частных вопросов установки нескольких новых памятников у экспертов постоянно возникала шекспировская проблема: «Для чего мы собираемся?».
Композиция Евгения Ротанова «Прощайте, уходим с порога».
ФОТО АВТОРА
Ключевыми стали три вопроса повестки дня. Худсекция ознакомилась с двумя доработанными проектами памятника «Славе, мужеству, героизму и стойкости ленинградцев, отстоявших наш город» для сквера на углу проспекта Тореза и Политехнической улицы.
Напомним, что во второй тур конкурса допущены скульпторы Светлана Терентьева и Евгений Ротанов. Победителя назовет жюри в начале весны, экспертам предложено советовать. Первый раз секция давала советы в декабре 2014 года.
Работа Терентьевой «Блокадная мадонна» – образ матери, которая принесла ребенку хлеб и погибла от голода. Автор предложила приподнять скульптурную композицию над поверхностью земли и уменьшить размер противотанковых надолбов.
Композиция Ротанова «Прощайте, уходим с порога» – это стела из гранита или бронзы высотой 5,4 метра, силуэты ленинградцев, которые на своих плечах вынесли ужасы блокады. В новой редакции скульптор изменил «пристенную конструкцию» на обозреваемую со всех сторон. Свободную плоскость заняли фигуры двух ленинградцев, слушающих блокадный репродуктор.
Снова было отмечено высокое качество обеих скульптур. Большинство высказались за проект Ротанова, но не это стало главной темой обсуждения...
Эксперты заговорили о том, что требуется полная перепланировка участка для памятника, который называется сквер Блокадников. По большому счету необходимо сначала продумать общее архитектурное решение площади Мужества и ее окружения, обсудить возможные варианты на большом Градостроительном совете и только после принятия градостроительных решений проводить скульптурные конкурсы.
Вместо этого стало обычной практикой «сажать» памятники там, где представляется возможным заказчикам. А потом авторам вместе с худсекцией придумывать, как приспособить под памятники территорию.
Еще более острый конфликт возник при обсуждении памятника хирургу Федору Углову в сквере на ул. Льва Толстого, 19. Проект скульптора Анатолия Демы также обсуждали во второй раз. Автор снова представил композицию из двух полуфигур – врач, склонившийся над пациентом.
Заказчики настаивали именно на таком образном решении, одобренном медицинской общественностью и пациентами Углова. Эксперты возражали против полуфигур, порой в резких выражениях – половина тела пациента ассоциируется с жертвой взрыва, отсутствие ног у хирурга еще труднее объяснить. В итоге Дема покинул заседание в твердом убеждении в своей правоте. Члены худсекции задались вопросом: если их советов не хотят слушать, то зачем тогда заседать.
Наконец, вопрос о воссоздании памятника Петру Первому «Царь-плотник» просто взбесил экспертов, людей солидного возраста, обычно вежливых и сдержанных. Скульптор Вадим Сазонов принес для одобрения модель памятника, установленного в сестрорецком парке «Дубки» еще в сентябре 2014 года в дни празднования 300-летия Сестрорецка. Одобрение необходимо для легализации памятника, но существует много примеров, когда это правило не соблюдается.
Как пояснил нашей газете чиновник из КГА, если автор памятника или заказчик настаивает на обсуждении проекта на худсекции, то этот вопрос должен быть внесен в повестку дня. Хотя все понимали, что в данном случае результат предсказуем.
Эксперты наотрез отказались рассматривать работу Сазонова. Вновь прозвучал вопрос: «Зачем мы собираемся, чтобы о нас вытирали ноги?..». Теперь он был обращен к Александру Петрову, главному художнику Петербурга, председателю художественной секции.
После этого состоялась закрытая часть заседания, на которой эксперты обсуждали, как избежать ситуаций, подобных сестрорецкой, как повысить авторитет художественной секции, наладить совместную работу с градсоветом.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5397) от 12.02.2015.
Комментарии