Со спецэффектами и зрителями: в «Октябрьской» прошла эвакуация

«Санкт-Петербургские ведомости» понаблюдали за учебной тревогой в отеле, расположенном в центре Петербурга.

Со спецэффектами и зрителями: в «Октябрьской» прошла эвакуация |

Возгорание в гостинице «Октябрьская», назначенное на 10.00, неприлично запаздывало: кажется, дым-машина забарахлила. Проходящие мимо Орловского переулка граждане, увидев в нем вместо привычного ряда припаркованных легковушек пожарные машины и «скорые», останавливались поглазеть. К началу «пожара» на тротуаре вдоль заднего фасада отеля собралась заинтригованная публика. 

Действо началось, когда из приоткрытого окна на втором этаже все же повалил дым. На разные голоса загалдели рации, крепкие ребята в защитной одежде потащили в здание тяжеленные рукава, а группы дымозащиты ринулись внутрь спасать пострадавших. 

- В ходе контрольной проверки 14-го отряда Федеральной противопожарной службы по Санкт-Петербургу проводятся учения, - пояснил начальник отряда подполковник Андрей Силаев. - По легенде, в кабинете № 12 второго этажа «Октябрьской» возникло возгорание на площади 15 квадратных метров и на пяти - в коридоре. Зона задымления - на всех этажах выше второго. Тех, кто не эвакуировался, пришлось спасать, применяя лестницы. 

Автолестница тянется к окну четвертого этажа: пара минут - и худощавый парень легко спускается по ней, спрыгивает на землю. Другого «пострадавшего» с кислородной маской на лице несут в карету «скорой». 

Максимально возможное число жильцов в гостинице - 791 в 373 номерах. Плюс сотрудники. Плюс участники различных мероприятий, ежедневно проходящих в десятке конференц-залов. Итого максимальное число людей, которые потенциально могут оказаться в огненной ловушке при самом неблагоприятном сценарии, - около 900. 

В день учений по тушению условного пожара таких мероприятий в «Октябрьской» проводилось несколько, но беспокоить никого не стали. Напротив, гостей заранее предупредили о готовящемся переполохе и вообще постарались свести неудобства к минимуму: «пожар» тушили с заднего двора и с черного хода, жильцов эвакуировали условно, роли «пострадавших» и «спасаемых» исполняли сами пожарные, только в штатском. 

Зрители вертят головами, стараясь ничего не пропустить. Рации хрипят и вопят, сообщая о подключении к гидрантам, прохождении лестниц, результатах осмотра коридоров... Координирует действия нарядов человек с повязкой на рукаве: «РТП» - руководитель тушения пожара. 

- Здание обесточено. Взаимодействие с горением есть. «Скорая помощь» на месте, - коротко сообщает он кому-то. 

Но ситуация вмиг меняется. Вернее, ее меняет один из офицеров ГУ МЧС, наблюдающих на учениями. Вдруг выясняется, что одно из звеньев оказалось заблокировано на горящем втором этаже, кислород на исходе, и кому-то из ребят, надышавшихся дымом, стало плохо, затем - что коридор третьего этажа уже «неконтролируемо» полыхает по всей длине... 

- Звено на эвакуацию! В тушении на третьем этаже использовать стволы большей производительности! - отзывается «РТП». 

Рядом развернут штаб - раскладной столик с пластиковыми планшетами, на которых главный делает записи об обстановке и отданных приказах, а также с номерками задействованных в тушении нарядов. К месту событий подтянулся и районный комитет по чрезвычайным ситуациям: он должен обеспечивать взаимодействие всех служб на ликвидации ЧС, при необходимости разместить и накормить пострадавших. 

Подошедшие к штабному столу сотрудницы «Октябрьской» передают пожарным листок с цифрами: в гостинице проживают 493 гостя (данные с разбивкой по этажам), сотрудников 38, эвакуированы 423... Для пожарных особенно важно отработать грамотное взаимодействие с гостиничными службами, а потому на дам продолжают сыпаться вопросы - о лестничных маршах, проходах, электрощитовых, узлах водоснабжения... 

Основная часть действий в случае пожара лежит на плечах администрации объекта, говорят представители МЧС. В первые минуты пожара именно его сотрудники должны организовать эвакуацию людей из здания, оповестить и встретить прибывающие подразделения пожарной охраны и четко сообщить им, где что находится. 

- Мы всегда должны быть к такому готовы, ведь за нами стоят люди, - соглашается заместитель директора гостиницы Ирина Васильева. - Регулярно проводим инструктажи, следим, чтобы огнетушители были. Сработает кнопка - мы связываемся с пожарными и начинаем эвакуацию гостей. Во всех номерах при этом включается автоматическое оповещение на нескольких языках. Ответственные сотрудники обходят помещения, проверяя, не осталось ли в них людей. 

«Кнопка» - это автоматический номер выезда, которыми оснащены все социально значимые объекты - детские сады, школы, больницы, гостиницы и т. д. В Центральном районе таких более 150, из них около полусотни крупных, в которых устанавливается повышенный автоматический номер выезда (например, в «Октябрьской» это № 1-2, а в детсаду может быть № 1-бис). Почуяв дым, система посылает вызов пожарным, не дожидаясь действий персонала. Правда, при этом она не отличает настоящую беду от, скажем, загоревшейся урны, и только за неделю с 4 по 10 апреля в Центральном районе было зафиксировано четыре случая ложного срабатывания автоматической пожарной сигнализации... 

Тренировки пожарных на местности проводятся регулярно, но вот такие масштабные учения случаются нечасто. Объекты каждый раз меняют. В МЧС говорят, что стараются отрабатывать навыки в разных условиях, максимально приближая обстановку к реальной. Год назад в Центральном районе таким же образом «тушили» школу. Теперь выбрали гостиницу (что особенно актуально в преддверии чемпионата мира по футболу). 

Норматив прибытия пожарных расчетов на любой объект района - до 10 минут. Но работавшая на этом «пожаре» часть № 7 находится на соседней улице, поэтому наряды ехали не больше трех минут. От условного момента срабатывания сигнализации в «Октябрьской» до полной победы над огнем и сворачивания рукавов прошло не более получаса. С работой специалисты противопожарной службы справились успешно. 

Условно. Потому что в реальной жизни (тьфу-тьфу-тьфу, конечно!) все происходило бы, понятное дело, иначе. Ведь в этом случае инспекторы ГИБДД не разогнали бы заранее из Орловского переулка все припаркованные там машины, освободив путь спецтранспорту. Обычно он забит автомобилями, что называется, под завязку. И по автолестнице «гражданские» спускались бы не так ловко и красиво, а со страхом, на подкашивающихся ногах. 

- Самое сложное и опасное в таких случаях - паника, - говорит подполковник Силаев. - Человек в состоянии стресса не контролирует свои действия и принимает решения, которые не всегда оказываются логичными и правильными. Сразу все забывают, куда звонить, что делать, что такое огнетушитель и как им пользоваться... 

А многие ли из нас даже без паники умеют пользоваться огнетушителем? И может быть, учения нужны не только пожарным? 

Материал был опубликован в газете под № 072 (6181) от 23.04.2018 под заголовком «Дым ЧС над отелем».

#пожар #МЧС #эвакуация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 072 (6181) от 23.04.2018.


Комментарии