Зеленый мост через Мойку отремонтируют

Бывший Полицейский, в советские времена - Народный, а ныне, как в XVIII веке, Зеленый мост на реке Мойке (в створе Невского проспекта) уйдет на капитальный ремонт. Итоги объявленного на днях конкурса на подбор подрядчика подведут в конце июля, начальная цена контракта - 493,6 млн рублей. Работы начнут не раньше осени, а то и зимой.

Зеленый мост через Мойку отремонтируют | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Решение о проведении капитального ремонта моста было принято после проведения обследования его конструкций. Специалисты пришли к выводу, что существующий чугунный свод моста не может воспринимать заданную проектную нагрузку, а инженерные сети в составе переправы сильно изношены», - сообщили в Дирекции транспортного строительства.

Последний серьезный ремонт этой переправы на Невском делали еще в середине прошлого века, в 1951 году. Позднее проводили лишь реставрацию мостовых канделябров и фонарей, не затрагивая основных конструкций. Но даже у металла наступает усталость, так что настало время укрепить чугунные своды моста.

Во время капитального ремонта пролетное строение разберут до основания. Болтовые соединения чугунных тюбингов - частей сводов отремонтируют и покрасят. Поскольку нагрузка на мост из-за круглосуточного движения транспорта с годами только возрастает, основание опор переправы усилят новым современным методом - с помощью буроинъекционных свай. Как это происходит? Сначала с помощью бура делают отверстие в почве на десятки метров в глубину, затем заполняют его бетонным раствором - с помощью дозированных инъекций.

Пролетное строение Зеленого моста также будет усилено. Для этого поверх существующих тюбингов обустроят дополнительный железобетонный разгружающий свод. Новый свод пролетного строения должен полностью выключить старинную чугунную конструкцию из работы на постоянные нагрузки.

Расположение моста такое, что его история не могла обойтись без приключений. Взять хотя бы название переправы. «Большую першпективную дорогу», ныне Невский проспект, проложили еще во времена Петра Первого, в 1710 году. Через Мойку надо было строить мост, и его соорудили - деревянный подъемный. В 1730 году его покрасили в зеленый цвет - и он получил название Зеленый (тогда как два других моста выше по течению Мойки стали Красным и Синим). Однако позднее переправу через Мойку решили переименовать - из-за расположившегося рядом Городского управления полиции: мост стал Полицейским. После Октября 1917-го такое название остаться не могло - недолго думая, мост назвали Народным. Лишь в 1998 году вернули его первое имя.

Естественно, что за три века переправу, расположенную в самом оживленном месте столицы Российской империи, не раз переделывали. Еще в XVIII веке, в 1777 году, здесь был построен деревянный трехпролетный мост балочной системы на каменных опорах.

В начале XIX века архитектор Вильям Гесте вместо деревянного построил через Мойку новый, чугунный, мост, он стал первым чугунным в Петербурге. Причем пролет перекрыли пологим сводом, собранным из чугунных блоков - тюбингов. Пологой остается переправа и сейчас, так что автомобилисты даже могут не заметить, что проезжают по мосту.

Тогда же гранитными плитами выложили тротуары. Перильные ограды моста сделали литыми, дополнительно поставили гранитные обелиски, увенчанные золочеными шарами. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных каменных. Проект признали настолько удачным, что он был утвержден в качестве типового для переправ через Мойку.

В 1842 году, чтобы вместить оживленное движение по Невскому проспекту, Полицейский мост решили расширить. Для этого тротуары были вынесены на металлические консоли. Литые решетки заменили на глухие каменные парапеты, вместо гранитных обелисков на въездах установили чугунные фонарные столбы. Позднее их заменили железными канделябрами с позолотой, на которых подвешены шестигранные стеклянные фонари.

Теперь предстоит новый ремонт. Исторический облик моста строители должны будут сохранить в соответствии с требованиями комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП). Проект капитального ремонта переправы уже сделан, согласно ему, размер фасадных элементов сохраняется. Останутся неизменными, но обновленными и все другие архитектурные и интерьерные элементы переправы на Невском. 

Материал был опубликован в газете под № 121 (6230) от 09.07.2018 под заголовком «Как Полицейский позеленел и что ему предстоит в ближайшем будущем».

#мост #ремонт #Невский проспект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (6230) от 09.07.2018.


Комментарии