Как изваять святость?

Несостоявшимся признан конкурс на эскизный проект памятника Ксении Петербургской, который предполагается установить в Матвеевском сквере – рядом с тем местом, где находилась снесенная в 1930-е годы Матфиевская церковь

Как изваять святость? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Сразу после заседания жюри, отвечая на вопрос нашей газеты об итогах работы, председатель жюри главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев был предельно краток: «Мы единодушно высказались за то, чтобы не принимать никакого решения. Абсолютно все участники – они представили 32 проекта – предложили эскизы в виде так называемой круглой скульптуры (изображение человека в рост. – Л. Б.). Мы изменим условия конкурса, добавив в него возможность создавать эскизы с рельефами, киотами и так далее».

Заметим, что обсуждавшийся жюри вариант барельефа с изображением Ксении Петербургской, наверное, был бы уместен на здании Матфиевской церкви, прихожанкой которой она, по легенде, была много лет. Но пока о воссоздании храма речи не идет по экономическим причинам. Во всяком случае о чьих-либо подобных планах ничего не слышали сотрудники КГА, которые готовили конкурсную документацию. Инициатором проведения данного конкурса на эскиз памятника Ксении Петербургской является фонд поддержки образования, науки и культуры «Университеты Петербурга».

В кулуарах члены жюри говорили о том, что вне зависимости от того, соблюдены ли каноны, в эскизах нет образа святой. Другие эксперты замечали, что Ксения, по версиям участников конкурса, похожа то на нищенку, то на революционерку, то на Бабу-ягу из русских народных сказок.

В то же время очевидно, что создание достойного нашего города памятника Ксении Петербургской действительно очень непростая задача. Храмы, ей посвященные, исчисляются десятками, памятника нет ни одного. Сложилась традиция увековечения многих святых, например, великого князя Владимира и великого князя Александра Невского. Они прежде всего воины.

С Ксенией все сложнее. Как заметил один из опытных скульпторов, это должно быть изображение, к которому захочется прикоснуться с трепетом в душе.

По мнению сотрудников КГА, не входивших в состав жюри, лучшим из представленных проектов стало трогательное изображение Ксении Петербургской в образе крестьянки в платочке (на снимке).


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр ПЕТРОВ, член жюри, главный художник Петербурга:

– Конкурс был открытым, имена участников были зашифрованы. Мы не стали вскрывать конверты с именами, не расставляли баллов, чтобы никого не вводить в заблуждение, никому не давать авансов. Будет объявлен новый конкурс. Мы за максимально широкое участие и тех, кто предложил свои работы сейчас, и других скульпторов и архитекторов. Новой датой подведения итогов станет, скорее всего, 6 февраля 2016 года, день поминовения Ксении Петербургской. Четыре месяца – достаточный срок на изготовление эскиза. Впрочем, история создания многих петербургских памятников – это десятки проектов с многочисленными переделками...

И для нас важнее всего качественный результат, сильное образное решение, а не отчет о проведении конкурса, который надо положить к конкретному сроку.

Были ли предложения провести закрытый конкурс, пригласив нескольких авторитетных профессионалов? Этот вопрос мы обсуждали на заседании жюри и решили, что конкурс будет открытым. Иначе обязательно появятся недовольные: почему нас не пригласили. И ситуация станет скандальной и тупиковой.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6568) от 19.10.2015.


Комментарии