Как за последние десять лет изменился Аптекарский остров. Рассказывает краевед Алексей Ерофеев
Аптекарский остров находится на отлично нам знакомой Петроградской стороне, но жизнь там, за рекой Карповкой, совсем другая. Местами суетливая и шумная, как на проспекте Медиков, местами тихая и размеренная, как в окрестностях Лопухинского сада… Чего только нет на Аптекарском! Ботанический сад, телецентр, Институт экспериментальной медицины, несколько музеев, Дом художников на Песочной набережной и даже женский монастырь… И за последние лет десять остров, как отмечает краевед Алексей ЕРОФЕЕВ, член городской Топонимической комиссии, очень сильно изменился — что‑то потерял, что‑то приобрел.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Алексей Дмитриевич, с чего начнем: с потерь или приобретений?
— С приобретений, конечно. Аптекарский остров сегодня более благоустроен, чем прежде. Очень радует Лопухинский сад. Его привели в порядок и, самое главное, отреставрировали находящуюся здесь Громовскую дачу. Причем восстановили и первоначальный облик интерьеров: вернули изображения ангелочков, которые были закрашены в ту пору, когда в здании находился Дом пионеров и школьников. Теперь будем ждать, когда в бывшей Громовской даче появятся обещанные театральный, музейный и музыкальный залы.
Реставрация этой дачи очень важна еще и потому, что у нас в городе деревянных памятников архитектуры не так и много. А на Аптекарском острове они как раз представлены. Кроме Громовской дачи это дом музыканта и издателя Михаила Матюшина на улице Профессора Попова, который после пожара был практически полностью отстроен заново. Сегодня здесь располагается Музей петербургского авангарда (филиал Музея истории Санкт-Петербурга), а вокруг создан очень хороший сквер, куда может зайти любой желающий. Не интересуешься авангардом, не хочешь идти в музей — просто загляни в садик, присядь на лавочку и отдохни в очень тихом и уютном месте…
Хороший пример современной архитектуры совсем недавно появился на берегу Карповки на месте недостроенной гостиницы «Северная корона». Конечно, было горько смотреть на то, как ее разрушают, но теперь там появилось очень достойное здание в истинно петербургском стиле. А с его обратной стороны вновь образовался сквозной проход по Карповскому переулку. Официально он числится упраздненным. Думаю, что это название нужно вернуть на карту города.
Радует, что восстановлен сквозной проход по Уфимской улице. Раньше она была перекрыта забором со стороны улиц Академика Павлова и Чапыгина.
— Мне лично очень грустно нынче наблюдать, как на улице Профессора Попова разбирают легендарный ЛДМ — Ленинградский дворец молодежи…
— Когда что‑то ломают, это всегда больно… Однако, положа руку на сердце, Дворец молодежи не особенно жалко, хотя он простоял на этом месте почти пятьдесят лет. Сам когда‑то там бывал не раз, осталось немало теплых воспоминаний, но не считаю, что город теряет ценное здание. На мой взгляд, оно не обладает яркими архитектурными достоинствами. В отличие от того же Спортивно-концертного комплекса на проспекте Юрия Гагарина, который действительно был очень ярким сооружением.
Вот чего мне действительно жаль во Дворце молодежи, так это очень красивой пристройки с зимним садом…
— На месте Дворца молодежи будет построен новый жилой комплекс…
— Если такой, как появился совсем неподалеку на Барочной улице на месте трампарка, так это и совсем неплохо. Да и точка притяжения останется. Неподалеку, на набережной Карповки, там, где она впадает в Малую Невку, не так давно открыли новое общественное пространство — качели, гамаки, скамеечки… В теплое время года люди с удовольствием приходят туда отдыхать. Раньше о подобном удовольствии почти в самом центре города можно было только мечтать. Растянулся в гамаке — и больше ничего не надо!
Печально, конечно, что исчез стадион общества «Зенит», находившийся между проспектами Медиков и Аптекарским (в свое время он назывался «Медик») рядом с телебашней, теперь на его месте жилые корпуса.
— Да, стадион не относился к числу самых крупных спортивных сооружений города, но занимал свое место.
— Сюда приходили на занятия студенты расположенных поблизости ЛЭТИ и Первого медицинского, сдавали нормы ГТО, проводились профсоюзные соревнования, играли в футбол (в том числе и на профессиональном уровне), занимались физкультурой. Именно здесь тренировались и проводили свои матчи первенства города воспитанники футбольной школы «Зенит». Практически весь состав чемпионской команды 1984 года играл на этом стадионе, позже здесь под телебашней забивал свои первые голы никому тогда еще не известный Саша Кержаков…
Кстати, у стадиона было и определенное мемориальное значение: в начале Великой Отечественной войны он стал одной из точек формирования 3‑й гвардейской дивизии народного ополчения. И еще одно знаковое событие, связанное с блокадой: в конце июня 1942 года на стадионе прошел первый физкультурный праздник частей МПВО.
— Но сам проспект Медиков, застроенный новыми домами, выглядит теперь, согласитесь, весьма презентабельно…
— Конечно, ведь раньше за улицей Профессора Попова он напоминал промзону какого‑нибудь захолустного городка. А еще мне очень нравится, как выглядит сегодня телебашня — она ведь тоже расположена на Аптекарском острове. В последние годы ее стали очень удачно расцвечивать огнями. Вечером со стороны центра города она совершенно не спорит со шпилем Петропавловского собора, более того, даже становится его своеобразной парой, подчеркивая красоту самого собора.
Этот тот редкий случай, когда техническое сооружение украшает город. Я всякий раз восхищаюсь талантом создавшего ее архитектора Владимира Васильковского. Это ведь как надо было любить город, чтобы техническое сооружение утилитарного назначения сделать таким элегантным! Оно нисколько не испортило ту самую «небесную линию» Петербурга, о которой мы ныне столь беспокоимся. Я бы даже сказал — эта вертикаль подчеркнула ее значимость.
МНЕНИЯ
Лариса ЗОЛОТИНКИНА, руководитель Музейного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ», директор Мемориального музея А. С. Попова:
— Почти три года назад мемориальное пространство нашего вуза «приросло» еще одним памятником. В сквере на нашей территории был открыт памятник члену-корреспонденту АН СССР, первому лауреату Золотой медали АН СССР имени А. С. Попова профессору ЛЭТИ Валентину Петровичу Вологдину. Судьба этого памятника непростая: прежде, с 1955 года, он стоял перед Большим дворцом в Шуваловском парке, где находился НИИ токов высокой частоты, носивший имя Вологдина. Института не стало — памятник переехал к нам. В этом отношении скульптура повторила судьбу памятника Александру Попову. Его открыли в 1958 году перед зданием Института радиовещательного приема и акустики на Каменном острове, а в начале 2000‑х годов Институт перестал работать. В 2015 году памятник занял свое новое место в сквере напротив входа на территорию университета.
Евгений БАРКОВ, житель блокадного Ленинграда:
— На улице Литераторов, 19, напротив Первого жилого дома Ленсовета, что на Карповке, находился детский дом № 41, в котором я воспитывался с 1942-го по 1946 год. В настоящее время в этом здании находится детский сад.
Напротив нашего детского дома, на улице Профессора Попова в деревянном доме № 10, во время войны жил писатель Всеволод Вишневский, автор «Оптимистической трагедии». Между улицами Профессора Попова и улицей Литераторов был пустырь. На нем была устроена землянка, где писатель укрывался во время бомбежек.
Однажды мы, мальчишки из детдома, забрались в нее и, к своему огромному удивлению, обнаружили в ней иконки и лампадки. Очевидно, Вишневский заметил посещение незваных гостей, пожаловался директору детдома. Нам запретили туда ходить и выстроили забор из веток деревьев, который закрывал проход к землянке.
В 1943 году в связи с дистрофией меня отправили в оздоровительный детский дом, он находился в Ботаническом саду, ныне это административное здание. Нам разрешали бегать по саду, залезать в оранжереи. Помню, что почти все стекла в них были разбиты. В большой оранжерее осколком снаряда был срублен ствол высокой пальмы.
Вдоль забора у набережной Карповки стояли автомобили воинской части. Мы подходили к ним, и военные иногда делились с нами продуктами из своих пайков.
Александр ЩЕРБАНОСОВ, режиссер телепрограммы «Малые родины большого Петербурга»:
— Аптекарский остров уже многие годы служит местом моей телевизионной работы: сначала на одном канале, потом на другом. Поэтому я уже настолько привык к этим местам, что порой перестаю обращать внимание на какие‑то обыденные вещи. Но точно могу сказать, что мое любимое место — Лопухинский сад. Я хорошо помню его таким, каким он был несколько десятков лет назад, до реставрации: немного запущенный, но очень романтичный. Помню, как однажды осенью собирал в нем кленовые листья для любимой девушки. Во всех смыслах — золотое было время…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 75 (7651) от 24.04.2024 под заголовком «Аптекарский меняет стиль».
Комментарии