Как восстановить судьбу родственников, переживших блокаду Ленинграда либо ставших ее жертвами?
Сегодня благодаря работе архивистов и цифровым технологиям стало значительно проще восстановить судьбу родственников, переживших блокаду либо ставших ее жертвами. Наиболее полную картину помогают собрать несколько ключевых электронных поисковых систем, размещенных в Интернете: «Возвращенные имена», «Эвакуация» и база данных награжденных медалью «За оборону Ленинграда». Еще один источник, который появился совсем недавно, — «Карта памяти блокады», доступная по адресу: https://1703.su/. Подробностями поделился ее создатель — младший научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Валерий ГРИГОРЧУК.
ФОТО А. Секретарева / «Ленинградская правда» 1941-1945 гг.
— Все началось, как это часто бывает, с семейной истории. Моя прабабушка умерла от голода в январе 1942 года в доме № 5 по улице Красной Конницы, ныне Кавалергардской. Как‑то, проходя мимо этого дома, я задумался: сколько его жителей погибли во время блокады? Взял книгу памяти «Блокада», размещенную на сайте «Возвращенные имена» (в ней около 600 тысяч имен), и выбрал из нее сведения об обитателях этого дома. И их число, признаюсь, поразило меня не меньше, чем общее количество жертв блокады, которое, как известно, на суде по признанию блокады геноцидом было определено более чем в один миллион человек.
Так вот: всего в доме, в котором около 50 квартир, во время блокады, по данным книги памяти, умерли 54 человека. А изучение домовых книг, хранящихся ныне в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, позволило найти имена еще семи жителей дома, погибших во время блокады. И это вовсе не единичный случай. По моей оценке, работа с домовыми книгами позволит установить имена как минимум 50 тысяч ленинградцев, не учтенных в книгах памяти.
Вот я и подумал: нужна справочная система, с помощью которой можно узнать число жертв по каждому дому в нашем городе. Это огромная работа, но вполне выполнимая. То, что сегодня выложено на сайте, в определенной степени черновик, но им уже можно пользоваться.
Немалая трудность в том, чтобы установить соответствие между сегодняшним адресом в Петербурге и тем, который был в 1941 году, поскольку после войны на многих улицах изменилась нумерация. К примеру, номера домов на Чкаловском проспекте сегодня начинаются от улицы Красного Курсанта, а прежде здесь была обратная нумерация. Серьезным образом сдвинулась нумерация на набережных Обводного канала и Фонтанки, многих линиях Васильевского острова. Так что сверять нужно практически каждый дом.
Впрочем, при желании все это решаемо. Главное, что в центральной части города почти полностью сохранились дома, которые были на момент 1941 года. А вот за пределами исторического центра совсем другая картина. Многие деревянные дома в ближних предместьях, таких как Новая и Старая Деревни, Большая и Малая Охта, Удельная, Лесной, были разобраны на дрова в 1942 – 1943 годах. Есть и те дома, тоже в основном в бывших предместьях, которые были снесены во время реконструкции этих районов в 1960‑е годы. В архивах имеются сведения о жителях, но самих построек уже нет. Их можно и нужно нанести на интерактивную карту, сопоставив с современной застройкой.
Сейчас ключевая задача — сделать карту Ленинграда на 22 июня 1941 года с обозначением всех домов и адресами, которые тогда существовали. И наложить ее на современную карту Петербурга. Трудность в том, что нет детальных предвоенных карт по Кировскому, Московскому, Володарскому районам, Колпину… Вообще у меня есть мечта, чтобы на фасаде каждого дома появилась маленькая табличка, на которой был бы указан куар-код, ведущий на страницу в Интернете. Своего рода виртуальный «хранитель памяти», аккумулирующий информацию о жителях.
Читайте также:
Их именами названы улицы: как в январе 1949 года в Ленинграде увековечили память защитников города
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (8077) от 27.01.2026 под заголовком «Имена на карте Ленинграда».





Комментарии