Как в Петербурге помогают людям с ментальными нарушениями?
«Закрытый показ 2.0» — проект, который уже несколько лет воплощает «Творческий центр» кинорежиссёра, продюсера Андрея Носкова. Одна из целей — дать возможность для творческого самовыражения людям с ментальными нарушениями. Помочь им через игру в спектакле, общение с актёрами отвлечься, почувствовать себя лучше.

ФОТО Вероники Такмовцевой / spb.aif.ru
Насколько удалось задуманное? Помогает ли арт-терапия таким пациентам укрепить здоровье, справиться с проблемами? Об этом Андрей Носков и его единомышленники рассказали на пресс-конференции в пресс-центре spb.aif.ru.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, что помогает подключать профессионалов и создавать спектакли. Также одна из задач — привлечь внимание общества к проблемам людей с тяжелыми диагнозами.
Результат удивил
По мнению Андрея Носкова «результат, который получился — удивил. И внутренние, закрытые показы и спектакли для широкой аудитории оказались важными, как для пациентов, так и профессионалов, всей команды проекта. Больные люди погружались в истории, напоминающие их собственную жизнь, и это делало их лучше. Мы никому ничего не навязывали, наоборот, советовались с ребятами и потом эта ниточка соединяла сюжетную линию. Это не психологическая забава, не театральные посиделки, а нужное дело, которое необходимо продолжить».

Свою точку зрения высказали и медики.
«Для нас то, что мы попали в поле творческой группы Андрея Носкова большое везение, - рассказал главный врач „Психиатрической больницы святого Николая Чудотворца“ Андрей Отмахов. - Признаюсь, что для больных с психическими расстройствами это не совсем стандартный путь помощи. Однако практика показала: предложенный метод не только утверждает гуманное отношение к таким пациентам, но и обладаем терапевтическим эффектом. Благодаря актёрской игре, появлению новых людей в закрытом учреждении увеличивается круг общения, расширяются коммуникации. Творчество, взаимоотношения с режиссёром дают возможность больным по-другому посмотреть на жизненные ситуации в которых они оказались. С иной стороны оценить отношения с родителями, близкими, друзьями».
По словам Андрея Отмахова сложность заключалась ещё и в том, что команда Андрея Носкова работала в том числе с пациентами, опасными для всего общества. Они совершили преступления, нарушили закон, однако из-за своего заболевания были освобождены от уголовной ответственности и направлены на принудительное лечение. И как раз творческие приёмы в сочетании с современными фармпрепаратами на них очень хорошо воздействуют. В итоге лечение шло «не одними таблетками» и врачи были искренне благодарны за это артистам.
Зрители — пациенты других отделений
«Работа была нацелена на адаптацию пациентов, - поддержала коллегу психолог, специалист по социальной работе ПБСТИН (стационара специализированного типа с интенсивным наблюдением) Талия Богомолова. — Общими усилиями мы стремились, чтобы они могли в атмосфере бережного отношения выразить свои непростые чувства и переживания. Научиться „говорить“ языком метафор и образов. Мне кажется, все замечательно получилось. Приятно было наблюдать, как наши подопечные включались в творческий процесс, открывались с неожиданной стороны. Видно, что есть положительная динамика, от пациентов постоянно идёт обратная связь, а значит проект должен продолжаться».
«Мы работали в нескольких больницах - обрисовала географию куратор проекта Ольга Оловянникова. - В том числе Святого Николая Чудотворца, широко известной „Пряжке“ и не менее знаменитом СТИНе (стационар с интенсивным наблюдением- прим. ред.) Здесь, по некоторым сведениям, умер Хармс и один из спектаклей мы посвятили его памяти и творчеству. Спектакли, как правило, показывали в столовой учреждения — ставили свет, готовили площадку, а зрителями становились пациенты других отделений. Для администрации по сути режимного объекта это дополнительные хлопоты и мы признательны, что нам пошли навстречу».
«В проекте участвовали три группы, три режиссёра и по два педагога которые помогали, а иногда в своих занятиях даже опережали режиссёров, - продолжила Ольга Оловянникова. - Есть художник, который вместе с ребятами делает куклы, которые становятся реквизитом, а иногда играют и самостоятельную роль. Наших участников мы по привычке называем „ребятами“, хотя это взрослые люди от 22 до 65 лет. Мы занимаемся с ними различными актёрскими тренингами, в том числе разработанными в лаборатории психофизиологии исполнительских искусств ГАТИ и Института мозга человека РАН. Кстати, такие упражнения полезны для всех. Большинство участников с нами уже три-четыре года, приходят и новенькие, чему мы очень рады».
О спектакле, который поставили в больнице Николая Чудотворца рассказал режиссёр, актер Александринского театра Ефим Роднев.
«В нашей постановке участвовали 18 человек,- раскрыл он творческую кухню.- Многие, кстати, увлекаются рэпом. Мы взяли за основу стихотворения пациентов, высказывания, песни, которые им нравятся и создали своеобразную „партитуру“. Получилась работа о дороге, путешествии, философских мыслях, вредных и хороших привычках. Все остались очень довольны».
«Лебедей» превращали в «истребителей»?
Как театр начинается с вешалки, так он не может жить и без реквизита.

«Ребята приходят в мастерские, иногда они зажаты, не владеют словом, а вот руками все работают, - была откровенной ведущая художественной группы Виктория Парадовская. - Сначала разбираем сказку, читаем, а потом создаём образы — лепим, работаем с картоном, папье-маше. Сюжеты вечные — Адам и Ева, Змей-искуситель. Многих трогает история со злой мачехой, которая хотела навредить царевне. А кто-то лебедей превращает в истребители. В ход идут бусины, украшения, даже упаковки из-под яиц, так что налицо вторичное использование отходов. Мы движемся от тёмного — к светлому. Наш подход — у каждого свои способности и все помогают друг-другу».
В том, что все люди талантливы, ещё раз убедил рассказ pr-специалиста, театрального блогера Марии Скударновой. Она сделала немало, чтобы проекте Андрея Носкова и его команды стал известным, уже создано несколько видео-фильмов. Однако тема творчества получила неожиданное развитие. Выяснилось, что среди пациентов СТИНа есть не только немало актёров, но и поэтов. Так возникла идея записать «пробы пера». Было отобрано 12 стихотворений, которые попросили прочесть профессиональных артистов. Все сразу согласились и выбрали те, которые им оказались ближе. Уже в ближайшие дни эти работы будут выложены в социальную сеть.
В целом во время пресс-конференции постоянно звучали слова о том, что проект не должен завершаться.
«В наши дни проблема коммуникаций имеет отношение не только к больным людям, но характерна для всего мира, - считает Андрей Носков, который пришёл к проекту через личную драму, когда „за чертой“ оказались близкие. - Сегодня мы менее внимательны, чем 5-10 лет назад, меньше смотрим друг другу в глаза. Нужна площадка, где можно было бы открыто говорить о навалившихся сложностях и доступным местом мог стать социальный театр. Он очень нужен городу и, надеемся, вскоре появится. Такой диалог очень важен как для людей со сложными заболеваниями, так и всех нас».
Комментарии