Как город Тосно в Ленобласти превратился в важнейший железнодорожный узел?

«Тосно — слобода Санкт-Петербургской губернии Царскосельского уезда в 35 верстах от уездного города по Московскому шоссе при реке Тосне. Число жителей — 2554 человека обоего пола, 181 двор, церковь, училище. Эта слобода принадлежит к числу лучших селений в губернии». Так сообщалось в «Географо-статистическом словаре Российской империи», который выходил под редакцией ученого Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского в 1863 – 1885 годах.

Как город Тосно в Ленобласти превратился в важнейший железнодорожный узел? | Прежний облик Станционной улицы (ныне Советской) остался только на старинных фотографиях./Репродукция. ФОТО автора

Прежний облик Станционной улицы (ныне Советской) остался только на старинных фотографиях./Репродукция. ФОТО автора

До постройки железной дороги Петербург — Москва, прошедшей через Тосно, здесь царствовали ямщики. Когда появился стальной путь, Тосненская слобода поначалу стала станцией четвертого класса, где поезда даже не останавливались. Однако затем положение изменилось. Как отмечает местный краевед Наталья Ющенко, с годами Тосно превратилось в важнейший железнодорожный узел, соединявший Николаевскую железную дорогу с другими магистралями.

В 1870 – 1872 годах была построена линия Тосно — Нарва — Балтийский порт (Палдиски). Ее строительство было связано с необходимостью транспортировки хлеба — главного в ту пору экспортного товара Российской империи.

Железная дорога давала местным жителям возможность заработка. Многие из тосненцев, которые прежде занимались извозом, каретным, кожевенным, сапожным промыслами, а также крестьянским хозяйством, переквалифицировались в машинистов, кочегаров, кондукторов, стрелочников и ремонтных рабочих.

По словам Натальи Александровны, ни одна другая волость Царскосельского уезда не давала столько постоянных железнодорожных служащих, сколько Тосненская.

После ввода в строй Николаевской железной дороги в Тосненской слободе появилась и Станционная улица, запечатленная на поч­товой открытке начала ХХ века. Нетрудно предположить, что название ее было связано с тем, что она вела к станции. По сути, эта улица являлась центральной (пос­ле главной дороги — Московского тракта, вдоль которого, собственно говоря, и располагалась слобода). На ней находились почтово-телеграфное отделение, торговые заведения, в том числе аптека провизора Квеста и заведение мелкорозничной и мучной торговли Юсифа Фахретдинова.

Кстати, Станционная стала одной из первых регулярных улиц в селении. Прежде, при отсутствии четкой планировки, отдельные части слободы носили условные названия, связанные с местными легендами. Например, центр села называли Резанью — от слова «резать» (мол, на дороге когда‑то бесчинствовали разбойники, нападая на путников). Участок между рекой Тосной и Смолиным ручьем именовался Середкой. А территория от моста через Смолин ручей до Корпусного шоссе (теперь шоссе Барыбина) — Концом. Северную часть Тосно (Октябрьская улица) называли Балашовкой — по фамилии местных землевладельцев Балашовых, которые проложили от своего имения в Шапках до железнодорожной станции Тосно благоустроенную дорогу.


#Тосно #Ленобласть #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7542) от 13.11.2023 под заголовком «По дороге к станции».


Комментарии