Кафедра истории русского искусства СПбГУ отмечает 150‑летие
Из заметки, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 150 лет назад, читатели газеты узнали о рождении новой кафедры Петербургского университета.
ФОТО герб СПбГУ
В № 56 за 1874 год в разделе «Корреспонденция» появилась публикация, начинавшаяся таким образом: «…В пятницу, 22 февраля, в Петербургском университете открылась новая кафедра — кафедра истории искусств, в которой давно уже чувствовался у нас недостаток. Надо ожидать, что г. Прахов, занявший ее, будет вполне удовлетворять всем требуемым условиям, так как он давно уже занимается своим делом и последние два года, как мы слышали, провел заграницей с целью пополнить свои знания обозрением на месте памятников искусств Греции, Италии и других европейских стран. Но, как мы слышали от лиц, присутствовавших на первой, вступительной лекции в Университете, он высказал тут некоторые мысли, которые не могут не удивлять со стороны современного профессора искусства. Говоря о различии между предметами, принадлежащими к области художества, и предметами, к этой области не принадлежащими, г. Прахов объявил, что главное отличие состоит в том, что первые не служат для целей пользы, тогда как вторые именно ее‑то и имеют ввиду».
Скрывшимся под инициалом «Х.» автором процитированного «письма в редакцию» был выдающийся русский критик и художественный деятель Владимир Васильевич Стасов. Он парировал точку зрения Прахова, которая показалась ему архаической, одним вопросом: «Неужели, в самом деле, надо исключить из списка высоких или значительных художественных созданий Парфенон и Алгамбру, мессу Палестрины и народный гимн, ручку кинжала работы Бенвенуто Челлини и макушку у эфеса шпаги, гравированную Альбрехтом Дюрером, потому только, что все эти предметы созданы были не для праздного любования и художественного наслаждения, а прежде всего для деятельного, практического употребления?».
Слова В. В. Стасова о том, что у нас «давно уже чувствовался недостаток» в кафедре истории искусства, не были просто фигурой речи. В 1857 году критик обращался в совет Петербургского университета с прошением «о позволении ему читать курс изящных искусств «безденежно». Совет не отказал Стасову, но предложил, во‑первых, сдать экзамен для получения допуска в университетскую преподавательскую корпорацию, а во‑вторых, представить план предполагаемого курса. Этим все и закончилось, но Стасов с той поры внимательно наблюдал за внедрением истории искусства в университетское образование.
Первая кафедра истории искусства в России появилась в Московском университете в 1857 году, а когда была основана наша, мы долгое время не знали и даже отпраздновали ее 125‑летие в 1988 году, взяв за точку отсчета 1863‑й — год принятия нового университетского устава, которым разрешалось открывать подобные кафедры. Однако специалистов для такой кафедры в Петербурге нужно было еще подготовить.
Обнаружив корреспонденцию В. В. Стасова в «Санкт-Петербургских ведомостях», мы обрели священное начало. Стасов стал как бы крестным отцом нашей кафедры, история которой с 1874 года до 1944‑го была пунктирной, изломанной геополитическими сдвигами, но она была. Первым профессором кафедры был упомянутый А. В. Прахов, потом ее возглавляли профессора Н. П. Кондаков и Д. В. Айналов (на рубеже XIX – XX вв.). Когда в послереволюционные годы была упразднена историческая наука, кафедра, меняя свой статус и название, продолжала существовать на факультетах, которые имели фантастические имена (факультет общественных наук — ФОН, потом — факультет языкознания и материальной культуры — Ямфак, затем — Ленинградский институт истории, философии и лингвистики — ЛИФЛИ). Во второй половине 1930‑х, когда факультеты окончательно обрели имена — филологический и исторический, — автору синтетической истории искусств И. И. Иоффе удалось внедрить в учебный процесс обязательные лекции по истории искусства для студентов. Потом была война…
В 1944 году кафедра вошла в состав исторического факультета, получив возможность выпускать дипломированных специалистов. Осенью был открыт прием сразу на три курса — страна нуждалась в искусствоведах, их нужно было много! Первые наборы 1940‑х были огромны — по 60 – 70 человек, — и все они были востребованы для восстановления музеев и памятников культуры, разрушенных войной. За 80 послевоенных лет кафедра подготовила более 2200 специалистов.
Кафедра истории русского искусства отмечает 150‑летие. Принимаем поздравления!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7616) от 05.03.2024 под заголовком «Кафедре — полтора века!».
Комментарии