К высотам мужества
В преддверии Дня Победы питерские школьники посетили места боев под Ленинградом. В одной из таких поездок побывал автор этих строк, а экскурсоводом выступил командир поискового отряда «Меридиан» Максим Чичварин.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Первый пункт нашей поездки – левый берег Невы, диорама «Прорыв блокады Ленинграда» в Марьине.
– Ребята, знаете, с кем мы тогда воевали? – начинает Максим.
– С немцами! С фашистами! – дружно отвечают школьники.
– Уже хорошо, – оборачиваясь ко мне, говорит командир «Меридиана». – А бывает, спрашиваешь у ребят постарше, и в ответ – молчание...
– Теперь давайте мы с вами перенесемся в 1941 год, – обращается поисковик к ребятам.
– Не надо, не хочу в 1941-й! – раздался возглас одной из девочек, подхваченный другими.
– Почему? – слегка опешил Максим.
– Там же война, мы туда не хотим...
– Наши дети такие, взрослым возражать не стесняются, – констатирует классный руководитель детей Елена Прокофьева. – Мы привезли первоклассников и четвероклассников 171-й школы, что на улице Маяковского. Конечно же, заранее говорили об этой поездке, готовились. Многие знают, что у них воевали прадедушки и прабабушки, так что война и блокада для них не пустой звук.
Что самое интересное? Конечно, полазить по танкам, стоящим напротив диорамы. Причем девчонкам – не менее увлекательно, чем мальчишкам.
– Когда пушка стреляла, все пространство в танке наполнялось пороховыми газами, – рассказывает Чичварин. – Они очень удушливые. Представляете, глаза слезятся, горло першит, дышать буквально нечем... А механику-водителю, чтобы переключить передачу, требовалась помощь стрелка-радиста. Тому приходилось наваливаться всей массой на рычаг. Вот так они и воевали...
Мальчишки не отказывают себе в удовольствии вставить несколько слов, продемонстрировав свои технические познания – о толщине брони и скорости...
Мы отправляемся дальше, на Невский пятачок. От памятника «Рубежный камень» идем к Неве.
– С дороги без моего разрешения не сходить, – командует ребятам Максим Чичварин. – Видите, справа ямы? Это поисковики вели работы, там может быть много опасного. Вот здесь мы копали траншею, подняли наших солдат. Но она уходит дальше под асфальтовую дорогу, по которой мы сейчас идем. Под ней могут быть еще десятки останков бойцов...
Идем к ближайшей яме. Здесь уже не «музейные», а подлинные следы войны. Наш экскурсовод спускается вниз.
– Вот резиновый противогаз, а вот, смотрите, – снаряд. Почему он не взорвался? Прямо в него попала пуля и повредила вот это защитное кольцо. Сегодня он опасности не представляет, но если положить его в костер, может наделать бед. Давайте лучше вообще не будем его трогать...
Подходим к Неве. Как же близко другой берег, с которого на пятачок переправлялись наши войска! А для скольких тысяч бойцов эта переправа стала последней...
– Нева постоянно вымывает из воды то каски, то снаряды, то мины, то оружие, – напоминает Максим.
Покинув пятачок, берем курс на Синявинские высоты. В стороне от мемориала наш экскурсовод к удовольствию ребят раскладывает домашнюю «заготовку».
– Знаете, что у меня в руках?
– Винтовка! – дружным хором отвечают школьники.
– Правильно. Основное стрелковое оружие наших солдат. Показываю, как из него стреляли. Открываем затвор, вставляем сюда пять патронов. Подаем патрон, делаем выстрел. И так пять раз... Эта винтовка была произведена в 1941 году в блокадном Ленинграде, очень много повоевала. Посмотрите, вот выбоины, ремонтные вставки...
Каждому из ребят Максим разрешил передернуть затвор и нажать на спусковой крючок – конечно, просто сделать холостой щелчок.
– Не спешите, вы сейчас все попробуете в «боевых условиях».
И мы идем на гребень Синявинской высоты, которая на картах обозначалась как 57,2.
– Эту горку наши войска штурмовали несколько месяцев, в итоге, конечно же, взяли, но очень дорогой ценой. Вот смотрите – перед нами низина. Там за насыпью узкоколейной железной дороги были наши позиции. Дальше шла нейтральная полоса. А здесь, на высоте, укрепились немцы. Вот тут, – Чичварин показывает буквально в нескольких метрах от нас, – сохранились остатки немецкой траншеи. Еще одна – у подножия высоты. А верхняя траншея была там, где мы сейчас с вами стоим.
Ребята разбились на пары, терпеливо ждут своей очереди, берут в руки оружие, стремглав спускаются к подножию высоты, а затем с криками «ура» устремляются на штурм.
– Помните, как мы «Зарницу» любили? – говорит мне учительница. – А нынешние дети этого лишены. Для них эта поездка – нечто из ряда вон выходящее.
Откуда-то из кустов ребята притаскивают ржавую железяку.
– Да, военного времени. Укладка для снарядов к немецкой гаубице, – поясняет Максим. – Здесь такого «добра» навалом...
Конечно, многое из увиденного ребята воспринимали как игру. Все-таки они еще слишком маленькие, чтобы почувствовать трагедию войны... Перед обратной дорогой я попросил самых бойких поделиться впечатлениями. Отвечали наперебой:
– Раньше никогда не держали в руках оружие.
– Понравилось лазить по танкам!
– Вообще все было интересно. Но самое необычное было смотреть на каски тех времен. Они такие тонкие стали, уже почти разваливаются...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (5696) от 06.05.2016.
Комментарии