К поэту на эскалаторе

Этого ждали 19 месяцев. Сегодня после завершения реконструкции эта станция метро вводится в строй. Для пассажиров, отправляющихся на поездах и прибывающих на Витебский вокзал, открытие станции – хорошая новость. Теперь Царское Село станет доступнее, как и памятник поэту, его прославившему. Ведь «Пушкинская» известна еще и тем, что там впервые в истории глубоко под землей установлен памятник Александру Сергеевичу.

К поэту на эскалаторе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Автор скульптуры – Михаил Аникушин, и к памятнику уж точно, по вещим словам поэта, «не зарастет народная тропа». Каждый день через этот подземный вестибюль проходят десятки тысяч пассажиров, и скульптура от их внимания не ускользает. Кстати, теперь горожане спускаются на станцию по новым эскалаторам. Собственно, столь долгий ремонт специалисты объясняют в первую очередь как раз тем, что на «Пушкинской» пришлось полностью демонтировать движущиеся лестницы и менять их на новые.

– Это был не капитальный ремонт, а реконструкция станции, – поясняет «Санкт-Петербургским ведомостям» первый заместитель начальника – главный инженер ГУП «Петербургский метрополитен» Андрей Павлов. – В частности, требовалось заменить все эскалаторы наклонного хода, провести такой объем работ за 11 – 12 месяцев – за время обычного капремонта – невозможно.

Открыть станцию после реконструкции собирались 30 июня, но сделали это только сегодня, неделей позже. Главный инженер объяснил это дополнительной обкаткой эскалаторов. Именно с движущимися лестницами чаще всего возникают неприятности при открытии новых станций метро в Петербурге. Так было, например, на «Спортивной-2», впрочем, неполадки быстро устранялись. Кстати, все три эскалатора для «Пушкинской» – украинского производства, изготовлены они в городе Кременчуге Полтавской области на Крюковском вагоностроительном заводе. Предприятие выиграло конкурс на поставку оборудования еще в 2012 году и выполнило заказ в установленный срок. Сегодня петербуржцы на личном опыте начнут испытывать качество этой продукции.

Столь масштабные работы на станции не проводились со времени ее ввода в строй 30 апреля 1956 года. Конечно, ремонты случались – чаще всего из-за протечек в наклонном ходе. И при нынешней реконструкции основной объем работ пришелся на эскалаторный тоннель, вело их ОАО «Метрострой». В первую очередь необходимо было провести масштабные гидроизоляционные операции. Теперь вместо устаревших и потрескавшихся асбоцементных водоотводящих зонтов установлены современные, выполненные из композитных материалов. Если эскалаторы не подведут, то, строители уверены, ремонта эскалаторного хода на «Пушкинской» больше не потребуется в ближайшие... полвека.

Также полностью проведена реконструкция вестибюлей – наземного и подземного. При этом метростроевцам приходилось иметь в виду, что «Пушкинская» является объектом культурного наследия. В наземном вестибюле над наклонным ходом размещен барельефный медальон скульптора М. Литовченко с профильным изображением Александра Пушкина. Потолок эскалаторного зала богато украшен лепниной. Все это надо было почистить, но ни в коем случае не повредить, а кое-что и отреставрировать. Работы велись по рекомендациям и под контролем специалистов КГИОП.

Подземный вестибюль станции пилонного типа, он строился по проекту архитекторов В. Петрова и Л. Поляковой. Пилоны и стены облицованы белым мрамором «Коелга», полы выстланы темно-красным лезниковским гранитом. По кромке пола выложен узор в виде волн из белого и черного мрамора «Газган» и «Садахло». За более чем полвека эксплуатации станции все это богатство стало не столь впечатляющим, несколько подувяло. Теперь облицовку стен и пола освежили, и она заиграла первозданными красками. В торце центрального зала станции помещено живописное панно работы художницы М. Энгельке с видом Екатерининского парка в Царском Селе. Здесь же на специальном постаменте установлен скульптурный портрет нашего великого поэта.

«Пушкинская» – узловая станция, расположенная рядом с Витебским вокзалом. Через нее ежедневно отправляются тысячи пассажиров, конечно, не только на электричках в Царское Село и Павловск, но и на поездах международного сообщения. И все же она особенно востребована как узловой пересадочный пункт именно летом, когда многие горожане едут на свои дачи. И хотя у станции в 2008 году появился дублер – «Звенигородская», но от нее до вокзала несколько сотен метров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (5493) от 06.07.2015.


Комментарии