Известью по барабану

На сегодня нет альтернативы методике реставрации фасадов Казанского собора с помощью нанесения диспергированной извести. С наступлением теплого сезона специалисты КГИОП проведут исследование состояния разных участков фасадов, как отреставрированных недавно, так и ждущих своей очереди.

Известью по барабану | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Таковы основные итоги «круглого стола» по реставрации фасадов Казанского собора, который состоялся непосредственно «на объекте». Марк Коляда - главный архитектор реставрации храма - напомнил историю его строительства.

Казанский собор возводили по проекту Андрея Воронихина в 1801 - 1811 годах. «Импортозамещение» действовало в полный рост: использовались только отечественные материалы, на строительстве русские архитекторы и художники, прорабы и мастеровые со всей России.

В зыбкий петербургский грунт (недавние исследования показали, что «материк» лежит на глубине 20 метров) было забито 38 тысяч сосновых бревен диаметром 30 см и более. Самые длинные - около 9 метров находятся под колоннадой и куполом.

На свайное поле положены известняковые плиты на всей площади собора. Все вместе они держат конструкцию здания. Несколько лет назад во время обследования состояния собора на плитах не было найдено ни одной трещины. Казанский собор возводили на века.

Сейчас главная задача реставраторов сохранить подлинную облицовку кирпичной кладки фасадов, созданную из пудостского известняка.

Легкий в обработке камень с благородным золотистым оттенком имеет пористую структуру и требует защиты от сырого петербургского климата.

Эта проблему осознавал еще Воронихин во время строительства здания. Он придумал покрытие известняка с помощью алебастра и известковой краски под цвет натурального камня. Через 20 лет после строительства Казанского собора при проведении первой крупной реставрации, в которой участвовал Огюст Монферран, использовалась гашеная известь, позже, в том же XIX веке, утраты в облицовке и архитектурных деталях восполнялись цементом и гипсом, фасады окрашивались известковой краской.

В 1912 году архитектор Андрей Аплаксин, проводя реставрацию столетнего здания, применяя методы предшественников, использовал краску кофейного цвета. В послевоенные годы для реставрации северного фасада, который испытывает наибольшие нагрузки от влаги и загазованной атмосферы Невского проспекта, были взяты перхлорвиниловые (ПХВ) краски. Но со временем выяснилось, что они не дают камню «дышать» и приводят к его постепенному разрушению.

Уже в 1963 году известные ленинградские реставраторы Александр Гессен и Ирина Блэк, проведя натурные и лабораторные исследования в поисках способов защиты известняка, предложили сохранить на южном фасаде естественный камень. Чтобы он не разрушался, необходимо регулярно, примерно раз в пять лет проводить очистку от загрязнений и искать новые, совершенные способы защиты.

Исследовательские работы и эксперименты велись в реставрационных и проектных организациях в последующие два десятилетия. Участники «круглого стола» добрым словом вспоминали Сергея Шадрина, реставратора и ученого, создавшего методику использования известковых растворов для защиты натурального камня.

В 1990-е годы появляется новый материал - диспергированная известь, но к реставрации фасадов Казанского собора специалисты приступили только в 2011 году. Начали с западного портика и внутренней колоннады, очищая их от загрязнений и ПХВ и воссоздавая утраты. Затем камень покрывался известковым раствором, который на профессиональном сленге называют «накрывкой».

В последующие годы этот метод был использован при реставрации колоннады и северного фасада Казанского собора, который перешел из ведения Минкультуры под крыло КГИОП. Разумеется, он остался федеральным памятником. Но для действующего храма этот переход особенно значим, поскольку позволяет упростить многоступенчатую и сложную процедуру согласования с разными светскими и духовными властями проектов реставрации и получения на нее необходимого финансирования.

Как сообщил нашей газете Марк Коляда, через пять лет после нанесения «накрывки» она хорошо держится, методика доказала свое качество. С ним согласен Сергей Тучинский, главный специалист отдела технологий ремонтно-реставрационных работ КГИОП. По его мнению, претензии к цвету фасада как слишком светлому носят вкусовой характер. Кроме того, известковое покрытие обратимо. В процессе последующих реставраций можно применить другой колер. Но необходимо раз и навсегда избавиться от опасного заблуждения, что можно оставить фасады Казанского собора «натуральными». Пудостский известняк в первозданном виде может храниться как эталонный образец в геологических музеях.

Участники «круглого стола» согласились с мнением архитектора Рафаила Даянова, что необходим постоянный уход за фасадами, мониторинг за состоянием известкового покрытия. Недопустим, особенно в нашем климате, да еще в условиях мегаполиса, принцип - отреставрировали фасады и ушли на четверть века.

Александр Леонтьев, первый заместитель председателя КГИОП, сообщил участникам «круглого стола», что почти двухлетняя пауза с реставрацией восточного и южного фасадов Казанского собора вызвана вовсе не дефицитом финансирования. Это время было потрачено на ответы по жалобам противников известковой «накрывки», проведение дополнительных испытаний, работу с проверочными комиссиями. По словам Леонтьева, все проверки закончены, претензий нет.

В то же время КГИОП, как и прежде, открыт для конструктивных предложений. Если у специалистов существует или появится альтернатива известковой «накрывке» для реставрации фасадов Казанского собора, то она будет рассмотрена и обсуждена, в том числе на «круглых столах», подобных нынешнему.

На 2017 год по программам КГИОП выделено 2,5 млн рублей на проект реставрации южного и восточного фасадов Казанского собора, а также барабана и купола здания. Кстати, первоначально купол был покрыт луженым железом, которое придавало ему серебристый оттенок. Надо ли воссоздавать этот цвет вместо привычного нам зеленого? Или о цвете не спорят? Ответы получим после создания проекта.

По предварительным оценкам, работа на барабане будет особенно сложной: там сохранились фрагменты известковой обмазки позапрошлого века и ПХВ советского времени. Как сказал нам Марк Коляда, точнее про состояние известняка на барабане узнаем после установки строительных лесов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5852) от 15.12.2016.


Комментарии