Извечные беды зимы. Уборка снега в Петербурге обернулась проблемами
Коллекция зимних наблюдений быстро пополняется. 4 декабря на лобовое стекло «Форд Фокуса», припаркованного у дома № 8 на улице Победы, рухнул кусок льда. Он вылетел из-под лома кровельщика, сбрасывавшего снег с крыши. Все стекло в трещинах.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Изюминка истории в том, что кровлю должны были чистить 3 декабря, о чем сообщали объявления, которыми были залеплены все парадные.
– Я всегда был законопослушным и все понимающим человеком, – рассказывал пострадавший. – Сказано было: очистка 3-го числа, так я в этот день дисциплинированно убрал машину. О том, что работа сдвигается на сутки, не знал в доме никто. И вот вам – пожалуйста. Теперь нужно менять стекло.
У сотрудников технического участка № 1 ЖКС № 3 Московского района переживания автолюбителя сочувствия не вызвали. Они лишь посоветовали обращаться «наверх», к жилкомсервисовскому начальству. Ну и сказали в ответ на жалобы автовладельца: мол, нужно было оставить на лобовом стекле бумажку с номером телефона.
– Как ее оставишь, если машину буквально завалило снегом вместе с колесами и лобовым стеклом, – пытался объясниться пострадавший. Но его уже не слушали.
Соответствующий протокол участковым инспектором полиции составлен, заявление на имя директора ЖКС # 3 написано и на днях будет передано. Теперь, говорят, ответа придется ждать целый месяц. Если коммунальная контора откажется нести ответственность, гражданин непременно подаст в суд.
Ну а через месяц? Быть может, расчет как раз на то, что тогда пострадавший остынет и махнет рукой на те деньги, которых ему стоило наплевательское отношение жилищников. Хотя им всего лишь нужно было повесить на двери бумажку, уточняющую время сброса снега.
История потому интересная, что тривиальная. Каждый год во время очистки десятки (если не сотни) машин попадают под куски льда. Система ОСАГО в таких случаях не покрывает нанесенный ущерб.
Напрашивается параллель. Еще несколько лет назад тепловые компании вынуждены были разбираться с каждым конкретным случаем падения автомобилей в ямы, размытые теплоносителем, вытекающим из поврежденных труб. Случаев было немало, а потому теплосети волей-неволей пришлось искать системный выход из печальной реальности. Нашли – страхование ответственности. Так что теперь с поврежденными автомобилями разбираются страховые компании, имеющие соответствующие договоры с теплосетевыми организациями.
Похоже, аналогичным путем пора идти и управляющим компаниям, чтобы гражданам не приходилось вступать в изнурительную переписку с жилищно-коммунальным начальством.
Есть еще история. На сей раз не столь печальная. Дело было глухой ночью у дома # 5 по Народной улице. Даме средних лет не спалось, а потому она сразу услышала: во дворе работала какая-то техника.
– Такой картинки я никогда не видела, – рассказала она. – В пустом дворе при оранжевом свете фонарей небольшой трактор чистил от снега нашу парковку.
Чудесное зрелище вызвало в ней настоящий энтузиазм. Отыскав дома лопату... она выскочила во двор – откапывать собственную машину. Так они и работали вдвоем.
– Когда моя машина была освобождена от снега, я на порыве взялась за соседнюю, – смеялась дама. – Получила самые положительные эмоции.
Водитель чистильщика, работавший от ЖЭС № 5 Жилкомсервиса № 1 Невского района, наверняка тоже получил заряд хорошего настроения. Такое вот единение гражданина и жилищной службы в одном отдельно взятом дворе.
Как говорят в жилищном комитете, общая картина очистки дворов достаточно пестрая: все зависит от управляющей компании, от заранее проведенной подготовки. Так, положительным признан опыт Центрального района по очистке дворов по квартальному принципу. В Перекупном переулке в недрах дома № 3 скрыты десять проходных дворов. Этот квартал и стал опытным. ЖКС № 3 Центрального района вывел сюда одномоментно шесть бригад дворников и погрузчик. За полтора часа управились с очисткой самых опасных участков кровель и с уборкой снега во дворах. Перешли в следующий квартал.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Теперь таким же образом планируют работать в Адмиралтейском и Невском районах.
Правда, сама директор ЖКС № 3 Наталья Вепхвадзе нашла изъяны метода: отметила, что он хорош, когда снегопад прекращается. Если же снег продолжает идти, приходится возвращаться в только что убранный двор вновь и вновь.
Начальник технического управления жилищного комитета Андрей Джалалов на «хорошо» оценил еще два эксперимента нынешней зимы: временный наем в качестве дворников граждан, которые живут на территории, которую им и предстоит убирать; и привлечение к уборке старшеклассников. Разумеется, с ведома школы и с разрешения родителей.
– Ребята работают по два часа в день, – пояснил Джалалов. – Управляющие компании открывают для каждого банковский счет, куда перечисляют заработную плату – по 250 рублей за час. Так что в день они зарабатывают по 500 рублей.
Похоже, жилищники и дорожники, выглядевшие беспомощными в течение первых двух снежных суток, мобилизовались. Горожане свидетельствуют: город чистят активно, круглые сутки, тщательно... Большое количество техники и дворников на улицах видно невооруженным глазом. За это – спасибо.
Тем досаднее видеть явные провалы, повторяющиеся из год в год.
Чистка узких улиц центра по-прежнему практически невозможна. Город в течение долгих лет делал все, чтобы «достичь» такого результата: устанавливал «загородки» в виде рекламных конструкций; разрешал коммерсантам обустраивать лишние входы – все эти спуски-крылечки; а теперь еще и «благоустроил» узкие тротуары, отгородив их от проезжей части решетками. Так что никакая техника не может протиснуться между этими препонами. И даже людям с лопатами трудно что-либо сделать. Потому тротуары улочек и переулков исторических районов превращены сейчас в тропки между скользкими «торосами». Во многих местах дорожники уже явочным порядком демонтируют ограды, из-за которых трудно чистить не только тротуары, но и проезжую часть. Так, к примеру, пришлось сделать на перекрестке улицы Марата и Кузнечного переулка.
Наступит время, когда «торосы» придется разбивать ломами. И во что тогда превратится красивая плитка, которой выложены тротуары? Есть, правда, извечный выход. Просто засыпать все антигололедными материалами, и пусть себе лед тает сам собой, превращаясь в грязную жижу.
Еще одна извечная беда – очистка остановок общественного транспорта. Поначалу дорожная техника просто-напросто сгребала снег к краям проезжей части, не обращая внимания: есть там остановка или нет. Прочищать места высадки-посадки начали лишь на третий-четвертый день после снегопада. Так до сих пор и не закончили. Во многих местах пассажирам по-прежнему приходится преодолевать скользкие препятствия, чтобы забраться/выбраться из транспорта. А там, где убрано, кучи снега нередко воздвигали на проезжей части рядом с остановкой. Так что автобусу, чтобы «отчалить», приходится объезжать сугроб, едва не залезая на встречку.
Несладко приходится людям и на трамвайных остановках, расположенных посередине дорог. К примеру, на Бухарестской улице в Купчине расчистили такие кусочки остановок, которых хватает на свободный (относительно) подход к двум дверям трамвая. Ну это как поезд из десяти вагонов, который подходит к перрону на два вагона.
Впереди потепление, мокрые снегопады, переходящие в дожди. При всех стараниях ни дорожные, ни жилищные службы не успеют вывезти весь собранный в кучи снег. Тогда на повестку дня встанет другой извечный вопрос: придется быстро-быстро чистить постоянно забивающиеся форсунки ливневой канализации, открывать дорогу талой воде. Иначе после обильного снега город ждет обильное половодье.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7068) от 09.12.2021 под заголовком «Извечные беды зимы».
Комментарии