Изгнание с «Парнаса». На севере Петербурга сносят ларьки

В конце минувшей недели, направляясь на работу по уже давно проторенному маршруту, у станции метро «Парнас» я не узнал привычного пейзажа: торговые павильоны на улице Михаила Дудина, простоявшие здесь как минимум пять лет, пошли под снос.

Изгнание с «Парнаса». На севере Петербурга сносят ларьки | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Еще накануне вечером они работали, сверкая разноцветными огнями вывесок, а теперь экскаватор громил их стены своим ковшом... Впрочем, реакция прохожих на то, что облик знакомого места на глазах меняется, была достаточно безразличной. Слов радости или негодования либо сочувствия к тем, кто в результате сноса лишился своих рабочих мест (а таких как минимум несколько десятков, если не сотня человек), не было слышно.

Как житель здешнего района, могу сказать: торговые павильоны у самого выхода из метро были как нельзя кстати. Поскольку было очень удобно, возвращаясь с работы, забежать в такой магазинчик и прикупить какую-то мелочь для дома. Здесь были продуктовые лавки, салоны операторов сотовой связи, цветочные киоски, копицентр. А поскольку рядом посадка на пригородные автобусы до Выборга, Приморска и других населенных пунктов северного направления, то были востребованы и небольшие кафешки...

Причем это были вовсе не самопальные ларьки или временные магазинчики образца 1990-х годов (такие в прошлом году снесли у станции метро «Озерки»), а довольно капитальные сооружения. К тому же и внешне вполне привлекательные.

Да, рядом в прошлом году появился большой торговый комплекс, но сетевой супермаркет расположен в нем в самом дальнем углу от метро. Поход в него за одним отдельно взятым пакетом молока займет как минимум полчаса. А на ходу забежать в магазинчик у метро - это пара минут.

Как выясняется, городской комитет по контролю за имуществом выявил многочисленные нарушения договоров аренды. В том числе и «признаки капитальности», хотя участки предоставлялись для размещения нестационарных торговых объектов. Один из них вообще в процессе эксплуатации прирос этажом и стал двухэтажным. Кроме того, обнаружили нарушения «в сфере государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Материалы были направлены в суд, комитет его выиграл, и договоры аренды земельного участка с фирмой «Селена», которой принадлежали торговые павильоны, расторгли еще в декабре 2017 года.

На павильонах разместили уведомления о необходимости добровольно освободить земельный участок, однако в установленный срок сооружения демонтированы не были. В результате снос торговых точек, ставших незаконными, пришлось проводить в принудительном порядке. Более того, владельцев построек ждет еще и привлечение к ответственности, предусмотренной городским законом «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Между тем в соцсетях, объединяющих местных жителей, развернулась оживленная дискуссия относительно сноса торговых павильонов. Мнения разделились. Одни сетовали: «Жаль... симпатично смотрелись магазинчики». «А где теперь самсу и лепешку покупать? У метро снесли любимый тандыр...». Другие говорили: «Отлично». «Давно пора». «Наконец-то!».

- Я практически не пользовалась услугами магазинчиков, расположенных в этих павильонах, поскольку рядом появился большой торговый центр, да и вообще на «Парнасе» сегодня много магазинов. Нет никаких проблем с покупкой продуктов и любых товаров, как это было лет пять-шесть назад, когда район только осваивался. Чуть ли не в каждом доме по нескольку салонов красоты. Поэтому, на мой взгляд, снос этот не нанесет нашему микрорайону никакого вреда, - говорит живущая недалеко от станции метро «Парнас» Мария Кочиева, сотрудник Музея истории города.

По словам еще одного местного жителя, инженера-технолога Александра Седунова, он тоже очень редко пользовался этими магазинчиками, но они ему совершенно не мешали. Тем более что и вид они не портили, неплохо вписывались в окружающий облик.

- Меня больше беспокоит, что пространство перед станцией метро превращено в перехватывающую парковку. Порой приходится пробираться сквозь ряды машин, которые к тому же еще и постоянно выныривают откуда-то из-за угла. По меньшей мере это не очень безопасно. По мне - чем будет больше свободного места у метро, тем лучше, - считает Седунов.

- Сложно сказать, благо или нет снос этих павильонов, - отмечает музыкант Евгения Ильина. - Смотря что будет на этой территории. Если ее облагородят, посадят кусты и деревья, то благо. А если поставят нелегальные страшные ларьки, как это часто бывает на улицах близ станции метро «Парнас», особенно летом, то ничего хорошего в этом не будет.

Кстати, и в соцсетях прозвучало: «Вместо ларьков у метро надо сделать большую аллею!!! А то одни камни кругом».

Действительно, краеугольный вопрос: что будет вместо снесенных павильонов? Уж больно лакомое это место. Не удивлюсь, если через несколько месяцев здесь снова появятся какие-нибудь торговые точки, только уже не такие основательные. А еще, скорее всего, здесь появятся ряды палаток, которые ставят утром, а разбирают вечером. И пространство у метро будет тогда напоминать неухоженный вещевой рынок. Подобное можно увидеть, например, у станции метро «Рыбацкое»...

Поражает другое: сносят незаконные павильоны, говоря о том, что время подобной торговли прошло. И в то же время Минпромторг выступает за возвращение на улицы городов ларьков. В конце прошлого года он внес в Госдуму законопроект о нестационарной и мобильной торговле. Мол, надо протянуть руку помощи малому бизнесу, которому не пробиться в крупные сетевые супермаркеты. Выходит, как всегда у нас: одна рука не знает, что делает другая.

#город #Парнас #торговля

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (6393) от 05.03.2019 под заголовком «Изгнание с «Парнаса»».


Комментарии