Из Фридрихсфельде в Автово

Старейшее в петербургском метро электродепо «Автово» планируется поставить на капремонт. Модернизация нужна в том числе и для сохранения артефактов нашей подземки, об одном из которых стоит рассказать подробно.

Из Фридрихсфельде в Автово | Новые станции метро в конце 1940-х годов в столице открывали с трофейными вагонами. <br>ФОТО предоставлено пресс-службой ГУП «Петербургский метрополитен»

Новые станции метро в конце 1940-х годов в столице открывали с трофейными вагонами.
ФОТО предоставлено пресс-службой ГУП «Петербургский метрополитен»

Пробег этого желтого вагончика никто не подсчитывал. А жаль. Сотни тысяч километров он точно на свои оси намотал. Сначала двадцать лет бегал по путям берлинского метро. Затем эвакуировался в Москву, чтобы еще два десятилетия возить жителей советской столицы. А потом пошел на «повышение» - в Ленинград, чтобы стать электровозом. Вагону уже скоро век исполнится, но покой ему только снится: теперь у него чисто ветеранские обязанности - «встречается» с молодежью.

Вагон берлинского метрополитена класса С4 производства 20-х годов прошлого столетия сегодня выглядит, может, даже лучше, чем в свои молодые годы, которые провел в подземке немецкой столицы. Приведенный в порядок, полностью воссозданный, он блистает свежей желтой краской, сверкает старинными фарами, стучит дверями. Мог бы и по путям снова побежать, но стоит на приколе в Автове.

- Вагон восстановлен силами работников электродепо «Автово» в максимально возможной аутентичной форме, - рассказала нашей газете руководитель пресс-службы Петербургского метрополитена Юлия Шавель. - Фактически это памятник метровагоностроения, мы его показываем экскурсантам. В основном школьникам, в рамках программ по профориентационной работе.

Однако этим раритетом техники XX века, конечно же, интересуются не только школяры, но и специалисты. В Германии 1920 - 1930-х годов составы для метро строили с немецкой основательностью. Длина вагонов типа С составляла 18 метров, ширина - 2,62 м, высота - 3,6 м. В Берлине их окрашивали в основном в желтый цвет. Внутри стены обшивали деревом светлых тонов, на полу стелили коричневый линолеум, потолок был белым, в вагонах имелись широкие трехстворчатые окна. Дверь пассажир открывал самостоятельно, потянув за хромированные ручки, а вот закрывалась она в автоматическом режиме. Некоторая часть вагонов была оборудована специальными отсеками для курящих пассажиров.

В таком виде и ходили они по берлинской подземке - до Второй мировой и всю войну. Но после ее окончания, в 1945-м, советское правительство приняло решение вывезти из Берлина в качестве трофейного имущества часть вагонов метро, наиболее подходящих по техническим характеристикам московскому метрополитену.

Операцию по вывозу вагонов, несмотря на соглашение о сохранении объектов коммунального хозяйства, начали летом 1945-го. Для транспортировки 120 вагонов, приписанных к депо «Фридрихсфельде», располагавшемуся в советской зоне Берлина, была специально сооружена временная ветка между депо и близлежащей железнодорожной станцией. Прямо по уличному асфальту проложили временный путь от метро до железной дороги.

Сначала вагоны ехали за паровозами на своих колесах по европейской колее - 1435 мм. На литовской станции Радвилишкис организовали накопительную базу метровагонов. Здесь их ставили на открытые платформы и везли уже по советской колее до Москвы (отечественные железные дороги имеют ширину колеи 1520 мм). Закончилась операция в мае 1946-го.

В Москве в вагоноремонтных мастерских провели модификацию вагонов с переоборудованием на широкую колею. На 20 сантиметров увеличили высоту кузовов, чтобы они достигали московских платформ. Провели переклепку рам тележек, меняли оси, потому что европейские короче; колесные центры со спицами остались «родными» немецкими, а бандажи на них напрессовывали уже советские, так как свои порядком поизносились.

После переоборудования немецкие вагоны проработали в столице еще 20 лет, после чего были списаны. Однако часть кузовов сохранили для хозяйственных целей. Некоторые оставили в Москве, но поделились и с Ленинградом, Киевом, Тбилиси. В наш город передали четыре трофейных вагона - их переоборудовали под служебную технику.

На базе одного из них в Ленинградском метрополитене построили электровоз-дефектоскоп, который работал в ночное «окно» в сцепе с мотовозом. На базе второго «берлинца» был создан опытный образец вагона-пылесоса с автономным передвижением. С его помощью производили очистку верхнего строения пути и периметра тоннелей. На базе третьего и четвертого вагонов изготовили два контактно-аккумуляторных электровоза ЭД-01 и ЭД-02. Батареи обеспечивали пробег на участке длиной 40 - 50 км, эти электровозы проработали вплоть до 1972 года, затем их заменили новыми модификациями.

Разукомплектованный кузов с тележками электровоза ЭД-01 долгое время использовался как складское помещение в электродепо «Автово». И только в 2010 году, к 55-летию петербургской подземки, на базе сохранившегося кузова полностью восстановили берлинский вагон как памятник техники минувшего века.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (5880) от 01.02.2017.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.