Из Фридрихсфельде в Автово

Старейшее в петербургском метро электродепо «Автово» планируется поставить на капремонт. Модернизация нужна в том числе и для сохранения артефактов нашей подземки, об одном из которых стоит рассказать подробно.

Из Фридрихсфельде в Автово | Новые станции метро в конце 1940-х годов в столице открывали с трофейными вагонами. <br>ФОТО предоставлено пресс-службой ГУП «Петербургский метрополитен»

Новые станции метро в конце 1940-х годов в столице открывали с трофейными вагонами.
ФОТО предоставлено пресс-службой ГУП «Петербургский метрополитен»

Пробег этого желтого вагончика никто не подсчитывал. А жаль. Сотни тысяч километров он точно на свои оси намотал. Сначала двадцать лет бегал по путям берлинского метро. Затем эвакуировался в Москву, чтобы еще два десятилетия возить жителей советской столицы. А потом пошел на «повышение» - в Ленинград, чтобы стать электровозом. Вагону уже скоро век исполнится, но покой ему только снится: теперь у него чисто ветеранские обязанности - «встречается» с молодежью.

Вагон берлинского метрополитена класса С4 производства 20-х годов прошлого столетия сегодня выглядит, может, даже лучше, чем в свои молодые годы, которые провел в подземке немецкой столицы. Приведенный в порядок, полностью воссозданный, он блистает свежей желтой краской, сверкает старинными фарами, стучит дверями. Мог бы и по путям снова побежать, но стоит на приколе в Автове.

- Вагон восстановлен силами работников электродепо «Автово» в максимально возможной аутентичной форме, - рассказала нашей газете руководитель пресс-службы Петербургского метрополитена Юлия Шавель. - Фактически это памятник метровагоностроения, мы его показываем экскурсантам. В основном школьникам, в рамках программ по профориентационной работе.

Однако этим раритетом техники XX века, конечно же, интересуются не только школяры, но и специалисты. В Германии 1920 - 1930-х годов составы для метро строили с немецкой основательностью. Длина вагонов типа С составляла 18 метров, ширина - 2,62 м, высота - 3,6 м. В Берлине их окрашивали в основном в желтый цвет. Внутри стены обшивали деревом светлых тонов, на полу стелили коричневый линолеум, потолок был белым, в вагонах имелись широкие трехстворчатые окна. Дверь пассажир открывал самостоятельно, потянув за хромированные ручки, а вот закрывалась она в автоматическом режиме. Некоторая часть вагонов была оборудована специальными отсеками для курящих пассажиров.

В таком виде и ходили они по берлинской подземке - до Второй мировой и всю войну. Но после ее окончания, в 1945-м, советское правительство приняло решение вывезти из Берлина в качестве трофейного имущества часть вагонов метро, наиболее подходящих по техническим характеристикам московскому метрополитену.

Операцию по вывозу вагонов, несмотря на соглашение о сохранении объектов коммунального хозяйства, начали летом 1945-го. Для транспортировки 120 вагонов, приписанных к депо «Фридрихсфельде», располагавшемуся в советской зоне Берлина, была специально сооружена временная ветка между депо и близлежащей железнодорожной станцией. Прямо по уличному асфальту проложили временный путь от метро до железной дороги.

Сначала вагоны ехали за паровозами на своих колесах по европейской колее - 1435 мм. На литовской станции Радвилишкис организовали накопительную базу метровагонов. Здесь их ставили на открытые платформы и везли уже по советской колее до Москвы (отечественные железные дороги имеют ширину колеи 1520 мм). Закончилась операция в мае 1946-го.

В Москве в вагоноремонтных мастерских провели модификацию вагонов с переоборудованием на широкую колею. На 20 сантиметров увеличили высоту кузовов, чтобы они достигали московских платформ. Провели переклепку рам тележек, меняли оси, потому что европейские короче; колесные центры со спицами остались «родными» немецкими, а бандажи на них напрессовывали уже советские, так как свои порядком поизносились.

После переоборудования немецкие вагоны проработали в столице еще 20 лет, после чего были списаны. Однако часть кузовов сохранили для хозяйственных целей. Некоторые оставили в Москве, но поделились и с Ленинградом, Киевом, Тбилиси. В наш город передали четыре трофейных вагона - их переоборудовали под служебную технику.

На базе одного из них в Ленинградском метрополитене построили электровоз-дефектоскоп, который работал в ночное «окно» в сцепе с мотовозом. На базе второго «берлинца» был создан опытный образец вагона-пылесоса с автономным передвижением. С его помощью производили очистку верхнего строения пути и периметра тоннелей. На базе третьего и четвертого вагонов изготовили два контактно-аккумуляторных электровоза ЭД-01 и ЭД-02. Батареи обеспечивали пробег на участке длиной 40 - 50 км, эти электровозы проработали вплоть до 1972 года, затем их заменили новыми модификациями.

Разукомплектованный кузов с тележками электровоза ЭД-01 долгое время использовался как складское помещение в электродепо «Автово». И только в 2010 году, к 55-летию петербургской подземки, на базе сохранившегося кузова полностью восстановили берлинский вагон как памятник техники минувшего века.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (5880) от 01.02.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.