Из деревни в город

Если ехать по Невскому и продолжающим его проспектам и никуда не сворачивать, приедешь в Янино-1. На главной магистрали здесь только две полосы, а нагрузка все растет: рядом строится с десяток жилых комплексов. К расширению Колтушского шоссе планируют приступить в следующем году – если Москва поможет деньгами.

Из деревни в город | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Этот населенный пункт во Всеволожском районе Ленинградской области ведет свою историю с немецкой колонии, основанной в середине позапрошлого века. Присвоенная в советское время цифра 1 в названии связана с тем, что деревня эта была больше по размеру соседнего Янина-2.

Собственно, деревней Янино-1 оставалось до недавнего времени – пока в конце минувшего года Законодательное собрание региона не постановило присвоить ему статус городского поселка. Численность местного населения к тому моменту превысила 5000 человек.

Вопрос был решен даже раньше, чем с расположенным неподалеку Кудровом, хотя оно тоже активно застраивается и в будущем должно официально стать городом. Зато вслед за «повышением» Янина-1 и Заневское сельское поселение, к которому принадлежит этот поселок, превратилось в городское.

Причины понятны: здесь строится около десятка жилых комплексов – вдобавок к нескольким уже возведенным. Так, возле развязки с КАД реализует свой проект застройщик Normann. На другом конце поселка поднимаются здания «Невской строительной компании», «ЦДС» и «Ленстройтреста». К северу, среди полей и лесов, расположилась площадка «КВС».

Дома тут пониже, чем на других современных окраинах, но и малоэтажной застройкой это не назовешь. Впрочем, сказать, что в Янине формируется новый «спальный» район – значит согрешить против истины. Например, здесь продолжает работать предприятие по механизированной переработке бытовых отходов. Несколько лет назад хотели построить еще мусоросжигающий завод, но передумали. Отказ от него, по всей видимости, и ознаменовал начало массовой застройки поселка жильем.

А самым крупным предприятием, пожалуй, можно считать раскинувшийся более чем на 50 гектарах логистический парк «Янино». Его еще называют сухим портом, поскольку он обслуживает железнодорожные вагоны и грузовики. Машины из этого парка выезжают на главную магистраль поселка – Колтушское шоссе. Она здесь, по сути, единственная и состоит, увы, всего из двух полос.

«Существующие технические параметры автомобильной дороги не соответствуют сложившейся интенсивности движения автомобильного транспорта», – заявили «Санкт-Петербургским ведомостям» в комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области. В среднем по трассе проходит за сутки поток транспорта (включая грузовой), который по нагрузке соответствует 27,5 тыс. легковых машин. Летом – еще больше: 34 тысячи. Обустройство дороги не соответствует современным требованиям. Пешеходное движение в границах населенных пунктов не организовано, тротуары практически не обустроены. Почти отсутствует и освещение.

Реконструировать шоссе планируют по крайней мере с 2006 года. Актуальный проект предполагает перестройку магистрали от развязки с Кольцевой дорогой до Колтушей, где она упирается в дорогу, соединяющую Всеволожск с поселком имени Свердлова. Общая длина отданного под реконструкцию участка Колтушского шоссе составляет около 8 километров. Но расширять ее до четырех полос собираются только до Янина-2. Дальше, до Колтушей, полос останется две. Обещают сделать фонари, тротуары и шумозащиту. Что касается пешеходных переходов, то они поначалу будут в одном уровне с дорогой.

В областном комитете по дорожному хозяйству считают, что реконструкцию Колтушского шоссе имеет смысл проводить только в увязке с другой стройкой. Из Янина-1 появится еще один выезд. Правда, не в Петербург, а в область. Как следует из генерального плана, новая трасса начнется от Колтушского шоссе и поведет на северо-восток, во Всеволожск.

В 2013 году уже начали было проектирование, но подрядчик сорвал сроки. На сегодня Ленавтодор подготовил документацию для нового конкурса на разработку проекта. Власти надеются, что эта дорога заберет на себя значительную часть транзитного движения.

Новые магистрали стоимостью несколько миллиардов рублей – серьезная нагрузка для регионального бюджета. Чиновники отмечают, что скорому началу строительства могли бы способствовать дополнительные источники финансирования. Есть и другая проблема, также связанная с деньгами, – выкуп участков по сторонам трассы. Как ни старались проектировщики, без этого не обойтись.

В Дирекции по развитию транспортных сооружений Санкт-Петербурга и Ленинградской области нашей газете сообщили, что сейчас заканчивается разработка проекта планировки территории, необходимого для расширения Колтушского шоссе.

А к концу 2016 года намечено пройти государственную экспертизу. При наличии необходимого финансирования объект могут начать строить в 2017-м. При этом предполагается, что деньги будут выделены из федерального бюджета.

Добавим также, что в обход Янина в будущем планируется построить новую магистраль – продолжение Ириновского проспекта до Всеволожска. Она, вероятно, перетянет на себя часть транзитного транспорта.

Если за дороги взялись пока только на бумаге, то вопросы социальной инфраструктуры постепенно решаются. Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в строительном блоке правительства Ленинградской области, в рамках адресной программы в Янине-1 строится детский сад на 220 мест. Он должен быть готов к июню.

Кроме того, несколько общественных зданий в этом поселке предполагается возвести по соглашению с застройщиками по программе «Социальные объекты в обмен на налоги». По договору с «Ленстройтрестом» в ближайшие несколько лет предстоит построить три детсада и школу. Еще столько же образовательных учреждений должно появиться по соглашению с другим застройщиком – «КВС-девелопмент».

«С точки зрения близости к городу и КАД эта территория очень привлекательна, но существует большой минус такой локации – транспортная доступность», – отметила в комментарии нашей газете руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg Тамара Попова. Хотя сегодня построено лишь около 10% от заявленных площадей, дорожно-транспортная инфраструктура уже не справляется. На въезде и выезде постоянно образуются пробки. При этом даже расширение Колтушского шоссе кардинально проблему не решит, полагает Попова.

По мнению эксперта, появление нормального выезда стало бы мощным стимулом к развитию территорий в Янине. Ведь если на то будет воля застройщиков, здесь можно создать полноценный район с необходимой инфраструктурой. Тут уже строятся социальные объекты, создаются интересные элементы благоустройства в буферной зоне между Колтушским шоссе и ближайшими к нему жилыми домами.

Проявят ли добрую волю область и застройщики, насколько подходящим для жизни тысяч новоселов окажется в итоге Янино-1, станет ясно через 5 – 6 лет. В этот срок, судя по информации застройщиков, масштабное строительство жилья в поселке завершится.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (5695) от 05.05.2016.


Комментарии