Июль предпочел другой сценарий

Удручает тот факт, что июль не оправдал не только наши надежды, но и прогнозы. Хотя назвать его совсем уж никудышным тоже нельзя: были в истории значительно более холодные и значительно более дождливые июли. Но за последние лет 15 – 20 мы от них успели отвыкнуть.

Июль предпочел другой сценарий | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Нынешний июль оказался довольно прохладным, что ощутили все горожане. Средняя температура первой половины месяца на 1,5 градуса ниже нормы. И в оставшуюся половину центрального летнего месяца большого тепла не видно. С большой вероятностью итоговые цифры месяца останутся примерно в этих же пределах. А это значит, что последний раз столь холодный июль был у нас в далеком уже 1996 году. Если же отрицательная аномалия чуть-чуть увеличится, то ближайшим столь же холодным станет июль 1987 года.

Однако до рекорда далеко. Самым холодным в истории инструментальных наблюдений в Петербурге является июль 1968 года. Его среднемесячная температура воздуха была на 3,5 градуса ниже нормы. В том году большую часть месяца (за исключением первой и последней пятидневок) дневные температуры не превышали 13 – 16 градусов, а ночные составляли 6 – 11 градусов.

Но один рекорд в нынешнем июле все же оказался побитым. В ночь на 14 июля температура воздуха в Петербурге опустилась до 7,4 градуса, и это стало самым низким значением для этого дня за всю историю наблюдения. До этого рекордно низкой температурой было значение 8,2 градуса, и оно было зафиксировано в 1948 году. Повторю, это «локальный» экстремум, то есть самая низкая температура воздуха, отмеченная именно в этот день. А абсолютный минимум июля составляет 4,9 градуса тепла, он был отмечен 21 июля 1968 года.

Осадков за первую половину месяца выпало 63% от месячной нормы, но как раз в этом ничего неожиданного для нас не случилось. Вообще избыточное увлажнение в июле не является чем-то уникальным. Из ближайших лет июли 2011 и 2013 годов изобиловали дождями, а десятилетие с 1996-го по 2005 год в целом отличалось обилием осадков, в большинстве случаев на 50 – 90% превышающим месячную норму.

По числу дождливых дней нынешний июль также вряд ли сможет стать рекордсменом.

Надежды на то, что характер атмосферных процессов во второй половине июля резко поменяется на более благоприятный, практически нет. Циклоны «правят бал» на севере Европы и не спешат уступать позиции.

Грустно, конечно, но ведь не впервой. Шутки типа: «Да лето-то у нас было, но я в тот день работал», или «Почему говорят, что у нас переменчивый климат, я в декабре и июле ношу одну и ту же куртку» – это ведь про Петербург и не сегодня придумано. Вот и Интернет отозвался призывом: «Август, надеюсь, ты понимаешь, что тебе надо отработать за июнь и июль?!»

Только вот природа наших призывов не слышит и прогнозированию на долгие сроки не всегда поддается. Даже сейчас, задним числом, мы не можем ответить на вопрос, почему макропроцесс в атмосфере пошел по такому сценарию, что явилось этому причиной? Вероятность осуществления совсем другого сценария, на основании которого строился долгосрочный прогноз, была гораздо выше. Но я не раз уже повторяла: прогнозы, к сожалению, не всегда оправдываются и это необходимо воспринимать как неизбежность.

Нам остается только радоваться каждому погожему дню и часу, ведь то, что редко, – больше ценится. А про август поговорим позже.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (5501) от 16.07.2015.


Комментарии