Итоги и перспективы потребительского рынка Ленобласти обсудили на ежегодном совещании
В последние пять лет потребительский рынок в Ленинградской области не только активно развивается, но и ставит рекорды. В регионе появляются новые магазины, кафе и рестораны. Предприниматели открывают салоны красоты, швейные мастерские и детские творческие студии. При этом не обходится и без проблемных вопросов. В их числе — размещение нестационарных торговых объектов на частных территориях с несоблюдением требований благоустройства (например, фуд-трак на пляже или в парке). Или малоформатная торговля, не отвечающая законодательству в сфере алкогольного регулирования (водка, табак и прочее вредное вблизи школ)… Об этом и многом другом говорили на площадке областного центра «Мой бизнес», где состоялось ежегодное совещание, посвященное итогам развития потребительского рынка региона и определению его перспектив на 2024 год.
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Торговля в плюсе
По данным Петростата, в Ленинградской области за январь-февраль 2024 года оборот предприятий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 20,2 %. Наибольшая доля пришлась на организации оптовой и розничной торговли и обрабатывающие производства. Так, оборот оптовой торговли увеличился на 31,1 %, розничной — на 10,0 %.
«В 2023 году в регионе оборот розничной торговли вырос почти на 7 % в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года и составил 688 млрд рублей, — констатировал заместитель председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Максим Федоров. — Бытовые услуги в прошлом году показали рост почти на 6 %, общественное питание — на 13 %. Аналогичный тренд наблюдался и в начале 2024 года. Розница в январе 2024‑го выросла к январю 2023‑го в сопоставимых ценах на 9,2 %».
#INJECT_1#
На сегодняшний день в области работают 16,3 тыс. объектов розничной торговли, более 4,2 тыс. предприятий бытового обслуживания и свыше 2 тысяч — общественного питания. Помимо стационарных торговых объектов осуществляют деятельность почти 2,8 тыс. нестационарных, а также 569 мобильных магазинов.
Показательно, что в 2023 году в Ленинградской области на 28 % выросло число площадок для организации ярмарок — сейчас их насчитывается свыше 320. Для сравнения: в 2022 году на территории региона действовало 232 пространства для торговли такого формата.
Поддержали маленьких
Ранее в ходе прямого эфира на площадке Центра управления регионом председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Светлана Нерушай сообщила, что в Ленинградской области осуществляют свою деятельность более 80 тыс. субъектов малых и средних предприятий (МСП). Это на 28 % больше, чем было пять лет назад, когда стартовал нацпроект «Малое и среднее предпринимательство».
Напомним, что в 2019 году в 47‑м регионе на базе местного Фонда поддержки предпринимательства заработал центр «Мой бизнес» — один из первых в стране. Сегодня на федеральном уровне он назван в числе лучших. За эти годы субъектам МСП, самозанятым гражданам и физическим лицам, которые планируют открыть свое дело, было оказано свыше 43 тысяч услуг — в виде консультаций, обучения и прочих видов поддержки (к слову, в 2024 году на реализацию этого нацпроекта выделено 97,7 млн рублей из федерального бюджета при софинансировании из областной казны в размере 48,1 млн рублей).
Результат не заставил себя ждать. На сегодняшний день исполнение основного показателя проекта — численность занятых в сфере МСП — обеспечено с опережением на год. По результатам 2023 г. она составила 286,1 тыс. человек при плановом значении на 2024‑й — 281,4 тысячи.
Одиночки вышли из тени
Целевой показатель количества самозанятых граждан в регионе тоже превышен: всего в области их более 106 тысяч. С 2020 года, когда для самозанятых был введен специальный налоговый режим, их число увеличилось более чем в пять раз. Предприниматели стали выходить из тени. Благодаря нацпроекту им стала доступна финансовая, информационная, консультационная, образовательная поддержка. Кроме того, они получили возможность участвовать в госзакупках, представлять свои товары и услуги на выставках, ярмарках и маркетплейсах.
Образовательные программы для самозанятых граждан (в том числе для тех, кто только задумывается о запуске своего дела) проводятся в каждом районе области. Участникам предоставляют информацию о том, как найти идею для бизнеса, создать портрет целевого клиента, разработать маркетинговую стратегию для продукта, оценить потенциальную прибыльность и многое другое.
Кроме того, самозанятые региона могут бесплатно использовать рабочие места в коворкинге местного Фонда поддержки предпринимательства. Также им предоставляется бесплатная услуга по созданию сайта или профиля в социальных сетях.
Напомним, что статус самозанятого может получить гражданин, который создает продукт или услугу самостоятельно и чей годовой доход не превышает 2,4 млн рублей. Для тех, кто реализует эти продукты и услуги физическим лицам, установлена ставка налога в размере 4 % от дохода, при продажах индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам — 6 %.
Бизнес тоже бывает прекрасен
Из 80 тыс. субъектов МСП, действующих в области, примерно 40 % имеют отношение к прекрасному полу — всего в регионе около 32 тыс. предпринимательниц и компаний, основателями которых являются дамы. Для них в Ленобласти также проводят различные стимулирующие мероприятия.
«Особой популярностью у бизнесвумен пользуются меры финансовой поддержки, — рассказала Светлана Нерушай. — Одно из самых ярких мероприятий муниципального уровня — форум в Тихвинском районе под названием «Бизнес на шпильках», который организуется с 2018 года. С 2017‑го в области реализуется проект «Мама-предприниматель». Он ориентирован на женщин, находящихся в декретном отпуске или с несовершеннолетними детьми, которые только планируют открыть свое дело или занимаются им не более года».
Отдельного внимания заслуживают социальные предприятия — частные детские сады, спортивные секции и кружки для детей и др. Их в регионе в 2023 году насчитывалось более 450. Несмотря на то что еще не все компании, осуществляющие деятельность в социальной сфере, официально получили статус социального предприятия, их количество увеличивается (в 2020 году таких было всего 35).
Вахтовик с поварешкой
Что касается актуальных для отрасли проблем, то на первом месте в списке — дефицит персонала, который особенно обостряется весной и летом. В это время предприятия потребительской сферы расширяют штат, увеличивая зарплату сотрудникам самых востребованных специальностей (например, в общепите Ленинградской области это повара, администраторы, официанты и уборщики). Одной из популярных мер решения кадрового вопроса работодателями стало приглашение на работу иногородних с предложением трудиться вахтовым методом.
Еще одна болезненная для бизнеса проблема, которую предстоит решить в ближайшее время, — «наливайки», работающие порой недобросовестно. С 1 апреля вступил в силу федеральный закон, который наделяет власти регионов правом запрещать на своей территории розничную продажу пива и других слабоалкогольных напитков в заведениях, имеющих две лицензии — и как розничного продавца алкоголя, и как предприятия общественного питания (благодаря которым «наливайки» могут реализовывать спиртное круглосуточно). В Законодательном собрании Ленинградской области состоялось первое заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в этой части, однако к единому мнению по этому поводу пока не пришли.
В списке основных задач областного потребительского рынка на нынешний год — реализация региональной программы поддержки и продвижения местных брендов, цифровизация всех процессов в сфере размещения нестационарных торговых объектов и проведения ярмарок, а также повышение показателей региона в рейтинге креативных индустрий. В этом году в области будет впервые проведен Фестиваль креативных индустрий.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 68 (7644) от 15.04.2024 под заголовком «Рынок ставит рекорды».
Комментарии