История дома «Бильдерлинг» рассказана по экскурсионному маршруту «Дом на Большой Морской, 53»

Многие любители старины слышали про дом Петра Бильдерлинга с его знаменитой столовой, украшенной изображениями персонажей классических сказок. Теперь этот замечательный интерьер можно увидеть воочию. Премьеру экскурсии «Дом на Большой Морской, 53, — особняком среди особняков» представила культурно-просве­тительская программа «Открытый город».

История дома «Бильдерлинг» рассказана по экскурсионному маршруту «Дом на Большой Морской, 53» | ФОТО автора

ФОТО автора

В доме на Большой Морской сегодня располагается отель, и Людмила Сапрыкина — историк, исследователь петербургских зданий и судеб их владельцев, постоянная ведущая «Открытого города» — выбрала для своей экскурсии такое время, чтобы не мешать постояльцам. Приемную гостиницы украшает кирпич с клеймом «Бильдерлингъ» — хозяин дома Петр Бильдерлинг (1844 – 1900), нефтепромышленник и оружейник, был владельцем кирпичного завода в своей усадьбе «Заполье» в Лужском уезде.

Две кариатиды охраняют вход на парадную мраморную лестницу.

Дом Бильдерлинга2_Пр.jpg
ФОТО автора

«В 2013 году, когда я впервые сюда попала, как раз шло расселение коммунальных квартир на первом и втором этажах главного корпуса. Правых рук у обеих кариатид уже не было», — рассказывает Сапрыкина. Мы двигаемся по лестнице на третий этаж, по пути экскурсовод обращает внимание на чугунные лестничные ограждения в форме канатов, связанных в узлы. Их рисунок не встречается в каталогах XIX века, вероятно, ограждения изготовлены по индивидуальному заказу Бильдерлинга. Чтобы предупредить вопрос об авторстве этого и других интерьеров, Сапрыкина поясняет, что обычно подобные сведения находятся в залоговых документах: бравший кредит на строительство дома должен был подробно расписать, что в нем будет находиться.

Бильдерлинг был человеком обеспеченным и кредитов не брал.

Он приобрел дом в 1878 году, чтобы обустроить семейное гнездо с женой Софьей, урожденной Вестман, фрейлиной императорского двора. В этом браке родились одиннадцать или даже, по другим сведениям, двенадцать детей. Семья занимала квартиру из 13 комнат, после революции несколько из них отделили, но основная часть квартиры Бильдерлингов стала единым нежилым помещением, которое занимали различные организации. По мнению Сапрыкиной, именно это обстоятельство спасло ценные интерь­еры и делает дом Бильдерлинга особенным.

Начинаем рассматривать комнаты с прихожей, украшенной благородным камином из черного сланца. Там же находится огромный дубовый шкаф. Его стенку украшала картина с охотничьей сценой. Предположительно, ее нарисовал известный художник Рудольф Френц, картине требуются реставрация и уточнение авторства. Главное украшение охотничьего кабинета как начала мужской половины квартиры — два десюдепорта (резьба по дереву, окрашенная под гипс) с орлами, собаками и оленьими черепами.

Бильярдная отделана дубовыми шкафами-панелями, они украшены резными головами, напоминающими изображения Мефистофеля. В помощь камину в этом зале была сооружена большая печь, отделанная редкими для Петербурга турецкими изразцами. Бильдерлинг был участником Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. Возможно, печь напоминала ему о тех событиях. Рядом находится мавританская гостиная, ее потолок украшен изящным лепным карнизом с характерным для этого стиля узором. Недавно над одной из дверей была найдена табличка с цитатой на фарси из 8‑й суры Корана, посвященной трофеям.

В столовой соединялись женская и мужская половины квартиры, это ее центральный интерьер, он сохранился лучше всего. Дубовая отделка, два яшмовых камина (этот камень хорошо держит тепло), витые яшмовые столбики буфетов (это была одновременно и буфетная), живописные панно на темы сказок братьев Гримм, ­Гофмана, Перро… На женской половине будуар и спальню разделяет арка, которую поддерживают две кариатиды. Над ними парят две пары амуров: со стороны будуара они держат щит с монограммой «В» (Бильдерлинг латиницей), со стороны спальни — отложив щит, нежно целуются.

Дом Бильдерлинга1_Пр.jpg
ФОТО автора

Гостиная с эркером не уступит столовой по богатству интерьера: камин, отделанный кованой латунью и искусственным мрамором, бра из голубого стекла, серия ­росписей «Играющие амуры» на падугах, кариатиды, охраняющие вход в эркер. Но главное — композиция «Рождение Афродиты» с богиней, стоящей на дельфинах в окружении амуров. Она выполнена из шпиатра и снабжена монограммой мастерской Трусова.

После этого белый зал с тремя десюдепортами, украшенными уже знакомыми нам амурами, выглядит скромно. Зато самое время узнать от экскурсовода об истории постройки. Первый известный дом на этом месте появился в 1740 году, он принадлежал се­натору Якову Хитрово. Позднее учас­ток менял владельцев, дом перестраивался. Для Бильдерлинга это делал архитектор Людвиг Шперер.

В финале экскурсии осматриваем фасады. Со стороны Почтамтского переулка над аркой видна монограмма «ГКТ». Она принадлежала Павлу Голенищеву-Кутузову-Толстому, потомку полководца. Со стороны Большой Морской улицы фасад украшают два молодых и два пожилых атланта, до переделок Шперера их места занимали ­кариатиды. На фронтоне помещены барельефы, на которых изображены 25 путти. Если к ним добавить восемь путти — «держателей» щитов, которые украшают фасады, то получится счастливое число 33.

В ТЕМУ 

С 1946 года примерно тридцать лет хозяйскую квартиру на Большой Морской, 53, занимала детская библиотека им. А. С. Пушкина. Сохранилась фотография — писатель Евгений Шварц выступает перед читателями на фоне яшмового камина. Потом квартиру занимала городская Торгово-промышленная палата, сейчас она сдана в аренду гостинице. Большая часть дома остается жилой. Кстати, в разное время здесь жили Мария Марадудина, первая женщина-конфе­рансье, и эстрадный артист Александр Менакер.


#экскурсия #маршрут #дом

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142(7471) от 03.08.2023 под заголовком «И 33 путти на счастье».


Комментарии