Историческую усадьбу Шуваловых в Петербурге выставили на торги

12 ноября Российский аукционный дом проведет очередные торги по бывшей усадьбе графов Шуваловых. Речь о территории в Шуваловском парке, принадлежащей ВНИИ токов высокой частоты им. Вологдина (ВНИИ ТВЧ), входящему в госкорпорацию «Ростех». Первые торги были объявлены в мае, но не состоялись из-за отсутствия заявок.

Историческую усадьбу Шуваловых в Петербурге выставили на торги | Вид с Парнаса радикально изменился буквально за последние лет пять, когда новостройки подошли практически вплотную к парку и закрыли прежний простор./ ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вид с Парнаса радикально изменился буквально за последние лет пять, когда новостройки подошли практически вплотную к парку и закрыли прежний простор./ ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Единым лотом продают 12 зданий и сооружений. Пять из них – объекты культурного наследия федерального значения: Большой и Малый дворцы, Конный двор, Дом садовника и Туфовая арка. Начальная цена лота определена в 366,1 млн рублей.

Нам уже приходилось рассказывать о том, что деятельность института фактически прекратилась, функционирует только его администрация. Большинство помещений, принадлежащих институту, сдано в аренду.

Потенциальные покупатели «шуваловского лота» представляют, что приобретаемая ими собственность имеет обременения: кроме того, что это памятники федерального значения, они еще и включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И первое, чем придется заниматься новому хозяину, – реставрация объектов, которые по большей части находятся в весьма печальном состоянии.

Кроме одного – Туфовой арки: там еще летом начались восстановительные работы. Их с согласия КГИОП ведет общественный совет по сохранению Шуваловского парка, который возглавляет бизнесмен Никита Леонов. Заказчиком выступает ВНИИ ТВЧ.

Отдадим должное и совету, и предпринимателю: для парка, пришедшего в запустение, их появление имело весьма позитивное значение. К тому времени сокращенное до минимума садово-парковое хозяйство института просто физически не имело возможности ухаживать за всей территорией парка, и члены совета фактически взяли эту заботу на себя. На протяжении последних десяти лет они собственными силами (причем, как подчеркивает Леонов, всегда по согласованию с КГИОП) занимаются благоустройством.

Злые языки ищут в этом далеко идущие планы. Тем не менее результаты видны воочию: убраны поваленные и больные деревья, прочищены дренажные канавы, в них положены новые трубы, через топкие места и ручьи наведены мостики, очищены от ряски и мусора пруды, установлены информационные щиты и указатели.

Шуваловский4_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

По словам Леонова, он задумался: а ведь можно восстановить многое из того, чего уже давно в парке нет. В прошлом году удалось согласовать с КГИОП восстановление Березового мостика близ горы Парнас, который впервые появился на этом месте еще в середине XIX века. За основу взяли проект, еще в 1970-х годах разработанный ВНИИ ТВЧ, в нем значились все размеры и спецификация по строительным материалам.

Мостик установили на историческом месте. А нынешней осенью усилиями общественного совета заново возвели беседку «Грибок». Согласно документам, она тоже была сооружена в середине XIX века, а затем восстановлена в 1905 году. Сохранилось немало снимков начала ХХ века, запечатлевших гостей парка как раз возле этой беседки.

Автором восстановления и мостика, и беседки стал архитектор Алексей Васильев. Точные размеры «Грибка» были неизвестны, поэтому их вычислили приблизительно, используя старинные фотографии. Сначала хотели покрыть грибок металлической крышей, как было прежде, но затем решили применить гибкую черепицу.

Нет ли опасений, что вандалы испортят всю эту красоту?

Будут портить – покрасим или отмоем. Это же не повод, чтобы ничего не восстанавливать, – говорит Леонов. – Радует, что к Березовому мостику посетители парка относятся бережно, за полтора года, что он стоит, никаких надписей на нем не появилось...

Мостик и беседка не относятся к охраняемым объектам парка, а вот арка, о которой мы упомянули выше, принадлежит к числу памятников федерального значения. Сооруженная в 1863 году, она сложена из кирпича и облицована туфом. Тогда же по ее сторонам посадили две лиственницы. Они сохранились до сих пор, а вот сама арка, которую когда-то за характерные акустические особенности называли гротом «Эхо», пришла в плачевный вид. Зашитая стенами с двух сторон, она была превращена в склад горюче-смазочных материалов.

По заказу общественного совета выполнен проект восстановления арки, – рассказал Леонов. – Работы начали с того, что сломали торцевые стенки, очистили пространство внутри. И оказалось, что арка более-менее цела! Затем сняли грунт над ней, теперь вычищаем кирпичную кладку, обеспечиваем гидроизоляцию. Удаляем все разрушенные кирпичи, для воссоздания фрагментов используем специально приобретенные для этих целей аутентичные дореволюционные.

Шуваловский2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выяснилось, что на торцах арки туф утрачен практически полностью, есть утраты и внутри. Для восстановления потребовалось от 7 до 10 кубометров этого материала. Оказалось, что аналогичный туф сегодня в большом дефиците. Месторождение под Гатчиной, которое использовали в XIX веке, давно уже выработано. Хорошо, что с помощью КГИОП удалось найти залежи в Псковской области.

К концу ноября реставраторы закончат работы на арке. Весной сверху посадят сирень, как это было когда-то.

Не пугает ли бизнесмена, что отреставрированный объект будет продан и еще неизвестно кому?

Какая в данном случае разница! – отвечает Леонов. – Главное, что мы арку восстановим, она памятник федерального значения, ей ничего не угрожает.

Между тем на фоне готовящейся продажи усадебного комплекса в соцсетях развернулась бурная дискуссия вокруг судьбы Шуваловского парка. Общественные активисты, поддержанные муниципальными депутатами, предлагают городской власти выкупить территорию института с объектами культурного наследия в казну и открыть дворцы для широкой публики. Однако в настоящее время, как сообщается в официальном ответе Смольного, у города нет средств на приобретение дворцово-паркового ансамбля.

Конечно, тревожно: в чьих руках окажется усадьба? Особенно если вспомнить о даче Месмахера, проданной ВНИИ ТВЧ прошлой осенью. Как известно, его покупательницей стала некая блогерша, большую часть времени проживающая на Бали. Прошел уже год, и на объекте нет никаких изменений: дача, откровенно говоря, рискует погибнуть.

P. S. Сейчас в Шуваловском парке стали происходить культурные события, которых прежде здесь никогда не случалось. В поддержку Шуваловского парка в нем выступили солист оркестра Михайловского театра Михаил Хасин, трубач с более чем двадцатилетним стажем, и балерина Мариинки Ильмира Багаутдинова.

#усадьба #парки и скверы #торги #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (7042) от 01.11.2021 под заголовком «В грот вернулось эхо».


Комментарии