Ищут, где глубже. На рынке труда Петербурга сложилась необычная ситуация

На рынке труда Петербурга сложилась довольно необычная ситуация: предполагающие высокие доходы вакансии порой долго не заполняются, тогда как менее, казалось бы, привлекательные «живут» в открытом доступе всего несколько дней. Эксперты уверены — это следствие того, что кандидатам интересны перспективные места, которые гарантируют им пусть и меньший, но стабильный доход. «Тенденцию легко увидеть, оценив уровень конкуренции специалистов в разных сферах деятельности, — поясняет независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Ведь желающих занять должности в системе госслужбы или на госпредприятиях сейчас хоть пруд пруди, а вот найти профессионала для работы в таких потенциально высокодоходных отраслях, как консультирование или туризм, гораздо сложнее — уровень конкуренции здесь зачастую в несколько раз ниже». И это можно продемонстрировать на цифрах.

Ищут, где глубже. На рынке труда Петербурга сложилась необычная ситуация | Главной привлекательной чертой в работе на государство остаются стабильность и наличие ряда льгот. / ФОТО Михаила ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

Главной привлекательной чертой в работе на государство остаются стабильность и наличие ряда льгот. / ФОТО Михаила ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

Уйти в чиновники

В настоящее время средний уровень конкуренции за рабочие места в Петербурге составляет шесть резюме на вакансию — это обычный для рынка труда показатель, он трактуется даже в пользу работодателя. Ведь в этом случае у него есть пусть и не очень большой, но выбор.

Однако по отраслям экономики города разброс, по данным hh.ru, велик. И индекс, показывающий соотношение количества активных резюме и действующих вакансий, колеблется от 0,1 до 16. Фактически это означает, что в некоторых отраслях экономики Северной столицы подходящих под требования соискателей ищут днем с огнем, тогда как в других уровень конкуренции между кандидатами за рабочие места чрезвычайно высок.

Примеры? По оперативным сведениям hh.ru, в настоящее время целая группа профессиональных направлений деятельности характеризуется индексом конкуренции менее двух — речь идет о том, что выбирать работодателям в этом случае не из кого. Зато государственная служба заметно опережает всех по уровню конкуренции за находящиеся в ее системе места — на каждую вакансию здесь претендуют… 16 человек, тогда как в конце 2021‑го были только 9,4. Это в 2,7 раза больше, чем в среднем по рынку труда. И намного больше, чем во всех остальных направлениях, включая даже высший менеджмент.

Если учесть, что в ряде отраслей индекс конкуренции не превышает 3 – 4, именно там сейчас и стоит искать работу. Ведь, с одной стороны, найти подходящее место будет проще, а с другой — есть вероятность получения довольно больших заработков. И одно из таких направлений занятости — туризм.

Процентный доход

Эта сфера деятельности, безусловно, перспективна: по официальным данным Ростуризма, объем занятос­ти в туристической отрасли за последние семь лет вырос в стране в шесть раз, до 3 млн человек. «И в дальнейшем может ежегодно увеличиваться на 10 – 15 % в год», — сообщила глава ведомства Зарина Догузова.

По ее оценкам, в настоящее время в отрасли уже работают в сезон до 4,5 млн, а это более 5 % всего трудоспособного населения страны. По динамике же роста числа рабочих мест туризм и вовсе занял первое место, обогнав даже IT-сектор. «Отрасль туризма в плане профессий очень разнообразна и способна предложить десятки специальностей, — считает Догузова. — Найти в ней работу могут как молодые ребята, так и люди старшего поколения. С учетом продолжения действующих мер поддержки можно с уверенностью говорить о том, что количество рабочих мест в системе гостеприимства в России будет только расти».

Казалось бы — иди и работай. Однако туристический бизнес зачастую не может найти нужных ему сотрудников месяцами. Даже несмотря на то что зарплаты в этой сфере выросли. «Сейчас вакансий стало больше, но закрыть их бывает очень сложно», — говорит генеральный директор специализированного кадрового агентства Business Travel Job Карина Яковлева. По ее мнению, в последние два года по разным причинам из отрасли ушли очень много профессионалов с огромным опытом работы в туризме. И большая часть из них так обратно и не вернулись — они успешно устроились в иных отраслях, подчас выиграв не только в заработной плате, но и в стабильности получения доходов. Кроме того, существенное давление на желание работать в сфере туризма оказывает принятая в отрасли система оплаты труда, которая нередко основана на эффективности продаж. По принципу: маленький оклад — большой процент от сделок. Однако на специализированном рынке труда незанятых профи почти нет — как правило, на вакансии откликаются те, у кого нет опыта работы. И даже понимания сути дела. При этом денег они хотят получать «много и сразу». Что касается людей с опытом, они быстро смекнули, откуда дует ветер: по словам Яковлевой, найти профессионала, реально способного продавать туры на Мальдивы или Сейшелы, сейчас крайне трудно. Но и тех, кто способен реализовывать поездки внутри России, тоже не хватает.

При этом в качестве одной из главных причин, почему туризм кадрово голодает, специалисты называют нестабильность. То пандемия, то самолеты летать не могут, а прежде массовые Турция и Египет вдруг превращаются в дорогие туристические направления, которые не всем по карману. «Некоторые из ранее ушедших из отрасли специалистов и не против бы вернуться, но их останавливает ненадежность гарантий сохранения рабочего места и заработка, — пояснили в одном из турагентств Петербурга. — Поэтому вместо журавля в небе они зачастую предпочитают синицу в руке».

В качестве трамплина

Исследования показывают: и начинающие, и опытные специалисты нередко выбирают работу на государство не только из‑за возможности получать премии, дополнительные льготы и хороший социальный пакет, но и благодаря ее стабильности и гарантиям полного соблюдения Трудового кодекса. Но и это еще не все.

Опросы говорят о том, что четверо из десяти соискателей, стремящихся работать в госструктурах, в перспективе рассчитывают на переход в коммерческие компании. Да, они готовы несколько лет сидеть на небольших стабильных зарплатах. Но за это время рассчитывают набраться опыта и обрас­ти связями в бизнесе. А утвердившись в профессии, перейти в коммерческий сектор, заняв ту или иную должность в службе по взаимодействию с государственными органами. В ходу теперь даже аббревиатура GR (от англ. government relations — «связи с государством»).

Если компания крупная и регулярно выполняет выгодные государственные заказы, перспективы в этом случае отменные: опытный GR-директор с наличием связей в госструктурах может рассчитывать на завидные заработки. Но в этом случае «налаженные контакты с представителями власти и согласующих инстанций», а также «взаимодействие с государственными органами на предмет получения необходимой информации» становятся требованиями не желательными, а обязательными.

Кстати 

Потребность в специалистах по GR растет: менеджеры разного уровня, способные выстраивать отношения между частными и государственными структурами, требуются все чаще. В некоторых больших компаниях организованы целые отделы, ориентированные на получение госзаказов.


#рынок труда #вакансии #работа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (7258) от 20.09.2022 под заголовком «Ищут, где глубже».


Комментарии