«Исаакиевский собор» получил от КГИОП согласование проекта по реставрации колокольни храма Спас-на-Крови
ФОТО Марии ШЕРИХ
Спасали мозаики — спасли храм
Часто можно услышать недовольное бурчание горожан по поводу того, что только снимут леса со Спаса-на-Крови, как они снова закрывают такую красоту. Отчасти ответ дает климат, но главные причины кроются в бурной истории храма в XX веке.
Спокойными для Спаса-на-Крови, освященного в 1907 году, были только первые десять лет его существования. Храм имел статус памятного места и находился в ведении Министерства двора. Там совершались только церковные службы, посвященные памяти Александра II, для крайне ограниченного числа приглашенных лиц.
После 1917 года храм стал приходским, но в 1930‑м во время очередной антирелигиозной кампании Спас-на-Крови был закрыт. Некоторое время там находился музей организации «Народная воля», убившей императора. В 1934 году власти решили храм снести.
К чести ленинградских музейщиков, они приняли активное участие в работе комиссии по определению художественной ценности мозаик и других элементов интерьера, в частности яшмовых сеней. В итоге было принято решение о демонтаже и сохранении всего 400 из более чем 7 тысяч кв. метров мозаик. Но время было выиграно. Сначала снос отложили из‑за подготовки проекта переустройства Михайловского сада, а затем началась Великая Отечественная война. Фашистская блокада нанесла большой урон Спасу-на-Крови. Достаточно назвать попадание в центральный купол 150‑килограммового снаряда. Он чудом не разорвался и был извлечен только в 1961 году совместными усилиями реставраторов и саперов.
В 1945‑м храм отдали под склад театральных декораций, что в тот момент было едва ли не лучшим приспособлением здания. Но случился пожар, повредивший интерьеры. В 1956 году вновь встал вопрос о сносе храма, но теперь не по причине борьбы с религией, а для выпрямления набережной канала Грибоедова и расширения автомобильного движения. Историки утверждают, что эти планы не осуществились благодаря общественным протестам.
Всем миром
В 1958 году Спас-на-Крови был объявлен памятником архитектуры. Через два года реставраторы вошли в аварийное здание и началась работа, продолжавшаяся почти сорок лет. Масштабная реставрация проходила с 1971 года, когда храм был передан музею «Исаакиевский собор». В исторических справках, которые составляли эксперты для КГИОП, только перечисление всех видов работ занимает несколько страниц убористого текста.
Как известно, Спас-на-Крови построен так, что занимает участок водного пространства канала Грибоедова. Поврежденная гидроизоляция привела к подтоплению подвалов и постоянной сырости внутри здания. Главный инженер 9‑й мастерской «Ленпроекта» Синьков разработал проект восстановления гидроизоляции и всех сетей. Специалист по эмалям Карабачинская, которая трудилась на Ленинградском комбинате химико-пищевой ароматики, разработала уникальную методику низкотемпературного обжига эмалей, которыми украшены главы храма, что позволило избежать деформации медной основы эмалей. Заметим, что в начале ХХ века при создании оригинальных эмалей использовались вредные примеси, которыми не могли пользоваться реставраторы.
Для воссоздания глазурованной черепицы (она украшает шатер под центральной главой) по инициативе Ивана Саутова, руководителя ГИОП, были объединены усилия нескольких ленинградских керамических и кирпичных заводов, сформирован и выполнен штучный заказ на глазурованную черепицу для храма.
Августовский день 1997 года, когда отреставрированный музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей, стал общегородским народным праздником. Сейчас несколько фотографий, сделанных в тот день, размещены при входе в музей. Но и тогда музейщики с реставраторами не скрывали, что внешний декор и интерьеры храма так сложны и многодельны, что работы будут продолжаться. В 2017 году стало понятно, что в капитальной реставрации нуждается шатер центральной главы, в том числе его несущая конструкция. Нового золочения требовал и крест, венчающий эту главу. В январе 2018 года группа журналистов получила возможность подняться по строительным лесам на 80‑метровую высоту и увидеть ажурный золоченый крест на расстоянии вытянутой руки, а заодно убедиться в том, насколько сложную и кропотливую работу ведут мастера разных специальностей…
Гербы обновят
И вот Спас-на-Крови снова в строительных лесах. Они появились на колокольне еще в 2022 году, с тем чтобы провести полное обследование этого знакового для Петербурга сооружения, имеющего высоту 63 метра. Было установлено, что колокольня находится в удовлетворительном состоянии, но декор фасадов нуждается в комплексной реставрации.
Эти работы будут уникальными, как и завершившаяся около двух лет назад реставрация фасадов самого храма. Прежде всего предстоит «подлечить» мозаику — три панно, круговую надпись из Евангелия под куполом и 134 герба российских губерний. Украшения из гербов были предложены Александром Парландом, автором проекта Спаса-на-Крови, как символ того, что храм возводился всем миром, кроме того, они знак народной скорби по убитому Александру II.
Предстоит также устранить повреждения швов в кирпичной кладке. Это хроническая болезнь петербургских зданий, вызванная неблагоприятным для них влажным климатом. Вот и в нынешнем году в первые дни февраля температура воздуха за сутки по несколько раз переходила через ноль, а значит, влага на фасадах то замерзала, то оттаивала, проникая в самые незначительные щели. Один опытный реставратор как‑то рассказывал, что за зимний сезон в Петербурге переход через ноль может происходить до 250 раз. Эта проблема требует постоянного внимания музейщиков и реставраторов.
А еще необходимо будет отреставрировать многочисленные резные мраморные и кирпичные детали на всех трех рядах кокошников, на колоннах звонницы и на барабане купола. Наконец, позолотить сам купол.
В ближайшее время будет объявлен конкурс по выбору подрядчика для реставрации колокольни. В музее рассчитывают, что сами работы начнутся в конце марта — начале апреля и займут в общей сложности три года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7598) от 07.02.2024 под заголовком «Спас в лесах».
Комментарии