Инженеры всякие нужны: потребность в них есть и в системе гостеприимства, и в атомной промышленности

Возрождается мода на инженерные профессии. По данным некоторых интернет-сервисов по поиску работы, в настоящее время в Петербурге открыты вакансии для нескольких тысяч инженеров различной специализации. Высококвалифицированный специалист может зарабатывать до 250 тысяч рублей в месяц, однако, чтобы дорасти до этого уровня, придется изрядно попотеть.

Инженеры всякие нужны: потребность в них есть и в системе гостеприимства, и в атомной промышленности  | Рост популярности профессии инженера обусловлен и наличием интересных задач:  многие приходят в нее для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал./ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС

Рост популярности профессии инженера обусловлен и наличием интересных задач: многие приходят в нее для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал./ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС

Работой обеспечены

Будучи не так давно с визитом в петербургской Корабелке, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев говорил о том, что «России остро не хватает квалифицированных инженерных кадров». А Татьяна Терентьева, заместитель генерального директора по персоналу гос­корпорации «Росатом», сообщила, что «для реализации всех задуманных нами масштабных планов потребуются как минимум 6 тысяч инженеров новой формации». Поскольку профессия эта разноплановая, потребность в ее представителях есть практически в любой сфере экономики — от системы гостеприимства до атомной промышленности. По данным hh.ru, чаще всего работодатели ищут инженеров и инженеров-конструкторов (около 12 % всех вакансий для производства), а также сервисных инженеров и инженеров-механиков (7,4 % всех вакансий).

Любой «работный» ресурс подтверждает: конструкторы и технологи, инженеры по эксплуатации и качеству продукции, по сервису и ПТО, а также многих других профилей нужны в Петербурге сотнями. Полная и частичная занятость, проектная и разовая работа — есть варианты с разными системами оплаты и форматами труда, включая дистанционный и вахтовый.

Опыт дороже знаний

Времена, когда в многочисленных КБ и НИИ сотни (а иногда и тысячи) выпускников технических вузов с дипломами инженера нередко «просиживали» время от звонка до звонка, давно канули в Лету. Сейчас в цене не «корочки», а опыт и готовность брать на себя ответственность за решение конкретных проблем. За что работодатель готов хорошо платить.

По данным сервиса по поиску высокооплачиваемой работы, средняя заработная плата претендента на место инженера-технолога в промышленности Петербурга сейчас составляет около 100 тыс. рублей. В реальности она колеблется от 45 до 200 тысяч — все зависит от опыта, степени владения специализированными программными продуктами и технологиями производства конкретных изделий, а также знания стандартов и т. д.

Могут ли взять на такую работу новичка? Да, могут. В городе встречаются вакансии инженера-стажера или помощника инженера — от них не требуют опыта работы по специальности, но уже хотят наличия профильного неполного высшего образования, умения использовать системы автоматизированного проектирования (САПР) и общего знания требований единых систем технологической и конструкторской документации (ЕСТД и ЕСКД). Платят соответственно — редко предлагают больше 60 тыс. рублей в месяц.

Если соискатель уже имеет профильное технологическое или техническое высшее образование, опыт работы от года, умеет читать документацию и знает нюансы проектирования и организации технологических процессов по профилю работодателя, то может рассчитывать на зарплату до 80 – 90 тыс. А если владеет английским языком и разбирается в составленной на нем технической документации, способен искать ошибки в технологических процессах, самостоятельно разрабатывать документацию и знает требования международных стандартов ISO при опыте больше трех лет, доход превысит 100 тыс. рублей. «Больше всего работодатели готовы платить тем инженерам, которые могут взять на себя максимум ответственности, — поясняет независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Если кандидат обладает опытом внедрения новых видов продукции, руководил проектированием технологических линий с нуля или успешно реализовал сложный проект по оптимизации производственных процессов — может рассчитывать на заработок и больше 150 тысяч».

В качестве весомого аргумента, повышающего доходы соискателя, работодатели Петербурга принимают знание иностранного языка на разговорном или свободном уровне и готовность к длительным командировкам. Причем язык может быть не только английским, но и китайским, арабским или турецким, а командировки — как на месяц или два, так и на годы. Например, крупные российские компании, осуществляющие строительство и эксплуатацию объектов за рубежом («Росатом» и др.), регулярно осуществляют набор инженерного персонала для работы на заграничных «местах» на вполне привлекательных условиях.

Стремятся, где проще

Казалось бы, в России вообще не должно быть дефицита инженерных кадров: по словам замминистра науки и высшего образования РФ Ольги Петровой, в 2023‑м российские вузы окончили 915 тысяч человек, из которых около трети получили дипломы в сфере инженерного дела и технических наук. Однако статистика говорит о том, что из них на предприятиях промышленности и ОПК сейчас оказывается только каждый шестой.

Причин тут несколько, и дело, конечно, не только в деньгах. Во-первых, многие из получивших инженерные дипломы находят работу в других сферах не по профилю. В основном из‑за высокого уровня ответственности, свойственной инженерной специальности, — в иных она может быть и значительно ниже. Во-вторых, часть новоиспеченных инженеров выбирают отрасли с более простой «точкой входа». Те, где при сравнимой (а то и большей) оплате труда требуется меньше знаний, квалификации, опыта. В-третьих, выпускникам нередко не хватает реального опыта, полученного в ходе стажировок или практики. Без него платить им особо не за что, а зарплатные аппетиты у молодых, как известно, велики. «Чтобы выпускник вуза стал действительно классным инженером, нужны годы работы и желание оставаться в профессии, — считают эксперты. — А многие из только что окончивших институт хотят «быстрых» денег: не получив их сразу, они разочаровываются и уходят».

Выход? Он видится только в жесткой «сцепке» системы обучения и интересов работодателей, при которой уже на втором-третьем курсах учебы будущий инженер может пробовать свои силы в выполнении реальных проектов. Причем проб­лему нужно решать комплексно, с участием государства и предприятий. Иначе мы по‑прежнему будем «ковать» тысячи инженеров, которые сразу после получения диплома становятся менеджерами по продажам, консультантами в магазинах и логистами.

Средняя заработная плата инженера-технолога в городах-миллионниках (в промышленности, тыс. рублей)

изп.jpg

Источник: SuperJob.ru


#инженеры #работа #зарплата

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7602) от 13.02.2024 под заголовком «Инженеры всякие нужны ».


Комментарии