Анабиоз рынка. В Петербурге не планируют открывать крупные отели

После гостиничного бума, связанного с проведением чемпионата мира по футболу-2018, классический рынок гостеприимства северной столицы погрузился в анабиоз. И, похоже, будет пребывать в нем долго, поскольку в нынешнем году в городе практически не собираются открывать новые большие отели.

Анабиоз рынка. В Петербурге не планируют открывать крупные отели | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

В первой половине прошлого года Петербург порадовали открытием сразу семи относительно крупных гостиниц с общим номерным фондом почти в тысячу единиц: только в брендированных отелях их появилось свыше полутысячи. В результате количество номеров более чем в 170 гостиницах Петербурга (без учета хостелов, мини- и апарт-отелей) к концу минувшего года достигло уровня 22,3 тыс., а с учетом иных объектов размещения - 34,3 тыс. номеров.

Однако сразу после окончания мундиаля интерес инвесторов к вложению средств в гостиничный сектор недвижимости резко упал: во второй половине 2018-го в северной столице открыли только пару не делающих погоды отелей. А в 2019-м, по предварительным данным, к вводу в эксплуатацию и вовсе не заявлена ни одна брендированная гостиница. И хотя руководитель департамента гостиничного бизнеса одной из питерских компаний Татьяна Веллер говорит, что «в перспективе мы видим возможности реализации в Петербурге проектов качественных отелей как высокого, так и экономсегментов», она не скрывает: в нынешнем году таковых появится намного меньше. Если они вообще будут.

Дело в том, что прибыльность гостиничного бизнеса в ближайшей перспективе под большим вопросом. Увы, но опыт проведения ЧМ-2018, на котором отельеры хотели заработать по максимуму, показал: ожидания были завышены, а валовый доход и загрузка питерских отелей по итогам 2018-го остались практически на уровне предыдущего года. «Из-за снижения числа внутренних туристов и роста цен во время чемпионата мира многие гостиницы города так и остались незаселенными, - замечают специалисты. - Ожидания, связанные с чемпионатом, были чересчур завышены и не оправдались у многих отелей». А инвесторы, до мундиаля торопившиеся вложиться в инфраструктуру гостиниц, быстро сориентировались и сделали выбор в пользу апартаментов.

Судите сами: по данным экспертов, за последние пять лет объем первичного рынка апартаментов в Петербурге вырос более чем в четыре раза. Причем если поначалу такие площади многие покупали для себя, то в последнее время резко выросла доля сервисных апартаментов: в 2018 году доля инвестиционных покупок в общем объеме продаж апартаментов достигала 80%, в то время как в 2011-м 70% составляли покупки для собственных нужд. А поскольку сервисные апартаменты предполагают их обслуживание, фактически они вступают в прямую конкуренцию с классическими гостиницами Петербурга как по своей инвестиционной привлекательности, так и как объект, интересный гостям города.

Тенденция вполне очевидна: по экспертным оценкам, к концу 2022 года число номеров в петербургских апарт-отелях сервисного формата превысит 15 тысяч единиц, а их совокупная площадь - 480 тыс. кв. метров. Если учесть, что в классических гостиницах северной столицы сегодня немногим более 22 тысяч номеров, а темпы их прироста в ближайшие годы вряд ли превысят 500 комнат в год, конкуренция с апартаментами видна очевидная.

Общая картина вырисовывается занятная. Если на рынке апартаментов в Петербурге уже действуют около десятка сервисных апарт-отелей, а на этапе строительства находятся еще 14 комплексов и две новые очереди в действующих объектах, то на гостиничном - тишь да благодать. В обозримом будущем, вплоть до 2021 года, в нашем городе появятся только две-три брендированные гостиницы, ввод которых в эксплуатацию намечен после 2020 года. Причем никто не мешает инвесторам перепрофилировать их и под апартаменты - такое уже происходило не раз.

Как считает генеральный директор представительства одной из крупнейших консалтинговых компаний в Петербурге Андрей Косарев, росту привлекательности сервисных апартаментов способствуют такие факторы, как нехватка бюджетных гостиниц и снижение доходности инвестиций в жилье. Ведь, с одной стороны, арендовать апартаменты гостям получается дешевле, чем номер во многих гостиницах. А с другой - инвесторам в них вкладываться выгоднее, поскольку спрос пока превышает предложение.

Причем в ближайшее время апартаменты начнут конкурировать не только с гостиницами средней ценовой категории, но и с объектами более высокого уровня комфорта. По оценке экспертов, из «гадкого утенка» они постепенно превращаются в красивого лебедя. Ведь за счет привлечения к управлению ими опытных международных операторов и расширения спектра услуг уже сейчас гости Петербурга, проживающие в апарт-отелях, могут находиться примерно в тех же условиях, что предлагают классические гостиницы. А когда в северной столице появятся и апарты премиум-класса, это почувствуют на себе и пятизвездные отели.

#гостиницы #отели #открытие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (6370) от 31.01.2019 под заголовком «Инвесторам милей апартаменты».


Комментарии