Интеллект без памяти. В блокадное оформление «Ладожской» вторглись камеры
Одна за другой станции городской подземки обзаводятся так называемыми интеллектуальными системами видеонаблюдения. С помощью камер в метрополитене стремятся полностью исключить «слепые зоны», то есть непросматриваемые пространства. В нынешние сложные времена, наверное, это необходимо. Тем не менее не стоит доводить идею до абсурда.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В декабре упомянутые интеллектуальные системы смонтировали на станциях «Улица Дыбенко» и «Гражданский проспект». Как сообщили в метрополитене, на каждой из этих станций установили более 120 камер. Двумя неделями ранее систему, позволяющую держать под контролем «даже самые удаленные уголки», внедрили на «Сенной площади» и «Озерках». Еще раньше - на «Ладожской» и в других вестибюлях.
Понятно, что найти места, чтобы развесить на платформах более сотни камер, дело непростое. Но если уж техники называют системы интеллектуальными, то и самим организаторам процесса надо проявлять такт и интеллект. Только это у них не всегда получается.
«Скоро жители нашего города, да и вся страна, будут отмечать 75-летие полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Этому героическому и трагическому в истории города периоду посвящено архитектурное оформление платформы станции метро «Ладожская», где строгие светильники выполнены в форме поминальных свеч по погибшим жителям города, солдатам, летчикам и краснофлотцам. Всем тем, кто обеспечивал связь блокадного Ленинграда с Большой землей через Ладогу. Многие из них остались навек в холодных водах, им и посвящены эти поминальные светильники. На каждом из них на бронзовых поясах значатся годы блокады - 1941 - 1944. Поразительно, что в петербургском метрополитене решили использовать эти символы блокадного Ленинграда в качестве опор для видеокамер. Есть ли у организаторов таких монтировок душа? Неужели в метрополитене уже забыли о подвиге ленинградцев? Так можно и на Пискаревском кладбище на статую Матери-Родины навесить видеокамеры. Хороший обзор будет обеспечен», - пишет с горечью в редакцию ветеран-подводник Валерий Николаев.
Проехать до названной в письме станции и убедиться в справедливости слов ветерана не составило труда. Светильники в виде памятных свеч установлены на «Ладожской» по всей длине платформы. И почти на каждом из них - видеокамеры, причем довольно массивные, напрочь портящие весь вид светильника, выполненного как небольшой обелиск. Несколько камер направлены прямо на торцовую стену подземного вестибюля, оформленную как памятная доска: «1941 Дорога жизни 1944».
Подумалось, напоминает ли хоть о чем-то эта надпись тем, кто смотрит через такие камеры? Или для них это просто ни о чем не говорящие цифры? Впрочем, появляется и другой вопрос: сколько же человек должны следить за жизнью в подземке, если на каждой станции установлено более 120 камер? Насколько все это технологично и управляемо? Тем более что и это не предел.
- До конца нынешнего года число «интеллектуальных» камер в метрополитене будет доведено до 5,5 тысячи. В 2019-м работа по оснащению ими объектов подземки будет продолжена, - сообщили редакции в ГУП «Петербургский метрополитен».
Обеспечивать безопасность пассажиров, безусловно, одна из основных обязанностей транспортного предприятия. Можно даже согласиться, что делать это надо любой ценой - если мы говорим о деньгах. Но не ценой забвения павших. А ведь только так можно трактовать бездумное использование светильников как простую подпорку.
Художественное оформление подземного вестибюля «Ладожской» посвящалось именно памяти о трагических и героических днях Дороги жизни. Торцевые стены зала и путевые стены облицованы по низу серо-голубоватым уфалейским мрамором. По задумке авторов проекта архитектора Владимира Есиновского и инженера Галины Прошиной, его цвет должен ассоциироваться с водами Ладоги.
Два ряда установленных на платформе торшеров могут символизировать и путевые столбы, и свечи. Они облицованы белым мрамором и оформлены бронзовыми экранами с памятными датами. В торце станции предполагали разместить мраморную композицию «Торосы ладожского льда». Но эта идея архитекторов не была реализована, и торец украшает только беломраморная стена в обрамлении темного портала с памятной надписью.
Как нынешним инженерам метрополитена пришла мысль «дополнить» блокадное оформление вестибюля, увенчав торшеры видеокамерами, остается загадкой. Похоже, никакой мысли вообще не было.
Кстати, на станциях этой же линии «Лиговский проспект», «Новочеркасская» догадались для видеокамер установить стойки, на которых они и смонтированы. Что вполне оправданно и не вызывает никакого отторжения. Надо - значит надо.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (6346) от 19.12.2018 под заголовком «Интеллект без памяти».




Комментарии