Точками роста петербургской промышленности стали пригороды

Окрестности Петербурга, входящие в мегаполис, разнообразны. Принято считать, что эти города и поселки в наши дни играют две роли: курортно-дачных предместий, как Комарово, Зеленогорск, Ушково и т. п., или стали центрами массового жилищного строительства, наглядными примерами которого служат Сестрорецк, Красное Село, Горелово.

Точками роста петербургской промышленности стали пригороды |  ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Внимательный читатель задаст резонный вопрос: «Куда из пригородов делась промышленная составляющая, ведь еще недавно тот же Сестрорецк был городом-заводом. Неужели сейчас индустрия сконцентрировалась исключительно лишь в Колпинском районе?». 

На этот вопрос корреспонденту «СПб ведомостей» ответил президент петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек. Ведь когда-то он работал в плановой комиссии Ленгорисполкома, где участвовал в создании промзон в пригородах Северной столицы.

- Александр Михайлович, перевод предприятий в пригороды идет на пользу городу?

- Безусловно, причем этот процесс никогда не проходил стихийно. Еще когда разрабатывалась программа сохранения исторического центра Ленинграда, она предусматривала вынос экологически вредных производств за пределы городской черты или их перепрофилирование. Новые территории начали осваиваться еще в середине XX века. Зоны под них были определены в генеральном плане, в том числе на территории Ленинградской области. Но сегодня выводить предприятия на территорию соседнего субъекта мы не всегда заинтересованы, потому что теряем налоги, рабочие места.

Решение о выносе производств во многом себя оправдало. Были созданы новые рабочие места и точки тяготения для населения, которое живет на окраинах. Или, например, возьмем бывшую площадку «Ленэлектронмаша» на границе Красносельского и Петродворцового районов, где теперь размещается компания JTI (табачное производство). Когда еще «Ленэлектронмаш» строился, туда по согласованию с городскими властями была протянута трамвайная линия, чтобы легче было добираться рабочим. Предприятия этого там сегодня уже нет, а трамвай остался.

- Но ведь многие из этих промзон существуют давным-давно...

- Одни производственные площадки возникли еще в начале XX века. Другие - чуть позже, в довоенное время. Но поскольку эти промзоны уже давно сложились и оснащены коммуникациями, они продолжают действовать и, я думаю, будут развиваться и в будущем именно в таком качестве. При этом в них постоянно обновляется производство, открываются новые предприятия. Иногда используется только территория, но бывает, удается задействовать старые цеха.

Например, площадка НИИ электрофизической аппаратуры имени Ефремова в Металлострое появилась сразу после войны. Но сегодня там есть производство оборудования для медицины и атомной энергетики. Разве это не передовое производство? А сколько лет существует Ижорский завод в Колпине? Сегодня он входит в один из крупнейших в стране холдинг «Северсталь». И совсем недавно там появились новые мощности, в том числе по выпуску изделий и комплектующих для автомобильной индустрии.

- Какие пригороды мегаполиса сейчас стали центрами инновационной промышленности?

- Я бы отметил часть территорий Пушкина и Павловска, а также Петергофа и Ломоносова. В Ломоносове много предприятий связано с Министерством обороны и Военно-морским флотом. В Петродворцовом районе есть целый ряд объектов, которые должны были образовать наукоград: факультеты и институты СПбГУ, подразделения военно-учебных заведений, а также зона экономического развития «Нойдорф» в Стрельне.

В Пушкинском районе достаточно много предприятий и научных организаций, которые связаны с научным обеспечением и развитием агропромышленного комплекса. Среди них такие известные НИИ, как институты генетики, сельхозмикробиологии, защиты растений и, конечно, Аграрный университет. Есть там и новое фармацевтическое производство, входящее в фармкластер. Среди инновационных предприятий Пушкина отмечу также авиаремонтный завод и концерн «Ленинец».

Еще одна любопытная деталь: многие инновационные предприятия расположены на границе Красносельского района Петербурга и Ломоносовского района Ленинградской области. Однако, даже если предприятия находятся в Ленобласти, они зачастую используют инфраструктуру Петербурга.

- Вы - сторонник освоения серого пояса Петербурга. Может ли Смольный расставлять приоритеты в развитии промзон, чтобы развивать те, что находятся в пригородах? При этом серый пояс, наоборот, от действующих заводов освобождать?

- Если территория находится в частных руках, Смольный может повлиять на ее использование, только устанавливая разрешенный на ней вид деятельности. Собственник ограничен правилами землепользования и застройки и генеральным планом, а также действующими санитарно-защитными зонами. В этих пределах инвестор развивает на своей территории то, что считает прибыльным для себя. Поэтому важно правильно устанавливать зонирование.

С одной стороны, есть примеры территорий за городом, которые изначально были выделены под определенное функциональное назначение и так и развиваются. В их числе - территория ОЭЗ в Стрельне и торгово-деловая и промышленная зоны возле аэропорта «Пулково». С другой - если площадка в перспективе не будет занята промышленностью, она может быть приспособлена под строительство жилья, как территории «Петмола» или «Электросилы».

- В каких пригородах выведенные из центра предприятия успешно освоились?

- В Металлострое, Колпине, Шушарах. В Красносельском районе действуют площадки Кировского завода. Или вот, пусть это не совсем пригород, промзона «Парнас». Она полностью себя оправдала. Когда «Парнас» осваивали, говорили: зачем она такая большая, она никогда не будет заполнена. И вот там уже нет свободных участков, чтобы дальше развивать производство. В этой промзоне есть хорошие подъездные пути и полная обеспеченность инженерными сетями. Промзона отделена от жилых районов Суздальским проспектом. Не хватает только общественного транспорта. Но почти у всех предприятий есть своя служебная развозка.

- Как влияет развитие производств на жизнь маленьких городов?

- Все зависит от того, какая продукция выпускается. Если предприятие непрерывного цикла требует подвоза сырья большегрузным транспортом (или, наоборот, оттуда идет развозка ранним утром или вечером), конечно, оно может вызывать отторжение у местных жителей. Если же производства расположены компактно в выделенной зоне, если они к тому же высокотехнологичны, то живущие рядом люди будут работать на них с удовольствием. В том числе с высокой квалификацией. Ведь это гораздо удобнее, чем ездить в центр города.

- Когда предприятие переезжает в пригород, многим его сотрудникам, наоборот, приходится ездить на окраины из центра. Нет ли опасности распугать квалифицированные кадры?

- Для высококвалифицированного персонала всегда найдется способ доставки на работу и обратно. На предприятии для этого может быть специально выделен транспорт или компенсация персоналу транспортных расходов.

- Есть предприятия, которые всегда вызывают недовольство жителей пригородов - по хранению и переработке мусора. Нет ли вероятности, что где-нибудь под Петербургом повторится ситуация с подмосковным городом Волоколамском, где запах свалки довел людей до крайности?

- Может и такое быть, потому что мощности приема и переработки мусора в Петербурге практически исчерпаны. Надо строить новые заводы. Я напомню, что новые предприятия по переработке мусора были предусмотрены в генплане на 1985 - 2005 годы. Надо просто вернуться к старым проектировкам промзон и посмотреть, где планировались сбор, утилизация и переработка мусора - как строительного, так и бытового. По генплану, должны быть построены пять новых заводов по переработке мусора.

- Как недавно стало известно, торговый порт Петербурга решено вывести за город. Среди площадок называлась Бронка. Как соседство с морской гаванью повлияет на жизнь местного населения?

- Напомню, что помимо Бронки действует причал «Моби Дик» в Кронштадте. В Ломоносове могли бы развиваться портовые мощности на территориях Военно-морского флота. Если эти планы сбудутся, Ломоносов и Кронштадт перестанут быть такими, я бы сказал, окраинными территориями.

Посмотрим шире: под боком у Петербурга строится порт Усть-Луга с прогнозным грузооборотом 180 млн тонн в год. На другом берегу Финского залива развиваются специализированные порты Высоцк и Приморск. Недогружен Выборгский торговый порт. А в самом городе в результате вывода порта мы можем получить такую же приморскую зону, как в Курортном районе. И Петербург наконец выйдет к морю. Как это уже произошло в Барселоне. Потому что сегодня порт привлекает большое количество транспорта, занимает обширную территорию и производит экологически вредные операции - там есть угольный и нефтяной терминалы. Поэтому надо говорить о постепенном выводе районов порта из почти что центра мегаполиса.

#индустрия #производство #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (6258) от 16.08.2018 под заголовком «Инновации за серым поясом».


Комментарии