Инфраструктуру для электрокаров будут строить ускоренными темпами на Северо-Западе города

Очередная электрозарядная станция (ЭЗС) для автомашин введена в эксплуатацию на Малом проспекте Васильевского острова. Таких в нашем городе уже больше полутора сотен, но это первая «зарядка», установленная в рамках федерального проекта «Электромобиль и водородный автомобиль». Проект предполагает создание до 2030 года в России линейки электромобилей и автомобилей на водородном топливе с соответствующей зарядной и заправочной инфраструктурой для них. Концепцию и правила субсидирования по этому проекту кабмин утвердил в сентябре 2022 года, тогда же были определены первые пилотные регионы для получения федеральной поддержки при создании зарядной инфраструктуры для электротранспорта. В этом году в список вошли еще 28 регионов, в их числе и Петербург.

Инфраструктуру для электрокаров будут строить ускоренными темпами на Северо-Западе города | Наибольшая концентрация электромобилей — в Москве. Петербург пока на шестом месте в стране./ФОТО Сергея БУЛКИНА/NEWS.ru//ТАСС

Наибольшая концентрация электромобилей — в Москве. Петербург пока на шестом месте в стране./ФОТО Сергея БУЛКИНА/NEWS.ru//ТАСС

Рост многократный

Утвержденная правительством «дорожная карта» по развитию производства и использования электрического транспорта предполагает, что к 2030 году доля выпускаемых электромобилей в общем объеме производства транспортных средств достигнет 10 % и будет запущено не менее 72 тысяч зарядных станций. Федеральный проект предусматривает введение в эксплуатацию в нашем городе в ближайшее время 106 ЭЗС (45 в этом году и 61 — в следующем). На реализацию этой инициативы в федеральном и региональном бюджетах предусмотрено около 300 млн рублей. Эти деньги будут выделяться в виде субсидий для компенсации части затрат инвесторам, построившим такие объекты (возмещается 60 % стоимости зарядных станций и 30 % — технического присоединения к сетям). «В настоящее время ведется работа по установке оборудования, а также по прокладке кабельных линий и установке приборов учета электрической энергии, остальных электрозарядных станций, которые должны открыться в этом году», — уточнили в пресс-службе Смольного.

К нынешнему лету в России было зарегистрировано около 29,5 тыс. электрокаров, на них приходилось 4,4 тыс. зарядных станций — такие данные приводил Минпромторг со ссылкой на сервис, отображающий карту зарядных станций.

То есть в среднем на одну «электроколонку» приходится 6,7 автомобиля. До конца 2023 года в регионах России планируется установить еще почти 700 ЭЗС. Но и продажи машин на электротяге прогрессируют. Например, за девять месяцев текущего года на российский учет было поставлено почти 8,8 тыс. электрокаров (1,22 % от общего количества проданных машин). Это в четыре с лишним раза больше, чем годом ранее.

Вице-премьер РФ Андрей Белоусов после февральской стратегической сессии по развитию электротранспорта в России заявил, что выпуск электромобилей в РФ уже в 2023 году планируется увеличить в девять раз (с прошлогодних 2 тысяч штук в год до 18 тысяч), а в 2024 году его еще удвоить (до 36 тысяч). По словам вице-премьера, развитие электротранспорта — это тренд развития мирового автопрома. Согласно проекту стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года, ожидается, что доля электромобилей к 2030 году на российском рынке может составить 15 %. Так что рывок будет не слабый…

Шестая строчка

Примерно треть от общего количества электрокаров приходится на Центральный федеральный округ. По 15 – 16 % — на Дальний Восток и Сибирь. За ними на некотором отдалении — Южный и Приволжский округа. Северо-Запад в пятерку округов с наиболее «электризованным» парком легковушек не вошел, заняв только шестую строчку в рейтинге. Во всем СЗФО эксперты агентства «Автостат» насчитали летом 2186 электрокаров.

Наибольшая концентрация легковых электрических машин, как можно догадаться, в Москве — около 5,4 тысячи при 220 городских зарядных станциях. Но на недавних слушаниях в Мосгордуме прозвучали куда более впечатляющие прогнозы: уже к 2025 году парк электромобилей в столице должен вырасти до 63,7 тыс. единиц, а к 2030‑му — до 315 тысяч. На втором месте после Первопрестольной в рейтинге Московская область, на третьем — Приморье, далее Краснодарский край с Иркутской областью. И только потом (опять‑таки на шестой строчке) Петербург. Теперь нам предстоит догонять лидеров, а потом еще и обгонять…

Если учесть, что в городе сегодня около 1,3 тыс. электромобилей, для «питания» которых пока есть 160 общедоступных ЭЗС, на одну публичную «зарядку» у нас приходится около восьми авто. Но тут важнее не число, а динамика: за первое полугодие 2023‑го в Петербурге было зарегистрировано 308 электрокаров — в три раза больше, чем за тот же период годом ранее. Эксперты отрасли считают, что для комфортного использования электрокаров существующих ЭЗС даже в столицах категорически мало — Москве неплохо было бы иметь 3,4 тысячи станций, Петербургу — около 1,8 тысячи. А по всей стране и с учетом растущей популярности электромобилей в ближайшие три года нужно установить не менее 18 тысяч зарядных станций.

Медленные или быстрые?

Существует три типа зарядных станций. Медленные — мощностью до 40 киловатт — ставятся там, где люди спят или работают: у многоквартирных домов, в коттеджных поселках, у предприятий. Средние (до 70 – 80 кВт) уместны на парковках крупных торговых и культурно-спортивных комплексов, где человек проводит какое‑то время и где идет постоянная сменяемость машин. И, наконец, быстрые станции, на которых можно зарядить электромобиль за 20 – 30 минут, пока владелец перекусывает или пьет кофе.

Все зарядные станции, которые будут установлены в сорока регионах-пилотах в рамках федеральной программы, — быстрые, мощностью от 149 киловатт. На создание менее мощных субсидирование не распространяется.

В Ленинградской торгово-промышленной палате на днях состоялся «круглый стол», посвященный развитию инфраструктуры для электротранспорта. Эту первую встречу ее участники — девелоперы и энергетики, производители зарядного оборудования и его операторы, управляющие многоквартирными домами и чиновники — назвали установочной. И договорились в дальнейшем собираться такой компанией регулярно, чтобы выстроить по‑настоящему эффективную координацию-кооперацию и найти решения встающих на этом пути проблем. С которыми Ленинградская область, начавшая эту работу в качестве «пилота» в прошлом году, уже успела столк­нуться.

В 2022 году в девяти муниципальных районах области были построены и введены в эксплуатацию 30 быстрых зарядных станций для электромобилей. В реализации проекта приняли участие шесть инвесторов-операторов ЭЗС.

— В прошлом году мы поставили 30 зарядных станций, нынче поставим 13 и в следующем году — 12, — сообщил аудитории первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Егор Мищеряков. — Почему снижаем темп? Мы трезво оцениваем, где их можем разместить. Есть определенные нюансы — с землей, со стоимостью техприсоединения…

В регионе хотят, чтобы через какое‑то время можно было, скажем, с Суворовского проспекта, где находится областное правительство, на электромобиле добраться до любого районного центра и вернуться обратно. До Приозерска, между прочим, уже сегодня до­ехать реально, а подзарядившись там, продолжить двигаться дальше в Карелию…

Но, чтобы электродвижение по‑настоящему развивалось, нужно, чтобы у всех новых многоквартирных домов на парковках были места с зарядкой для электротранспорта. В региональные нормативы градостроительного проектирования уже внесли соответствующие изменения, предусматривающие на парковках у многоквартирников места для электротранспорта с зарядными станциями. Кто их будет ставить? Да кто угодно: сами девелоперы, инициативные граждане, управляющие компании, бизнесмены-операторы…

Но если стройка уже идет, это сделать сложнее — придется менять проектную документацию. Еще труднее (а порой и просто невозможно) их оборудовать в заселенном многоквартирном доме. О сложности согласований с владельцами земельных участков рассказал представитель «ЛОЭСК — Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Андрей Ложкин:

— На сегодняшний день очень большая проблема — что‑то установить на территории многоквартирного дома. Это можно сделать только по решению общего собрания собственников, иначе никак. Даже чтобы установить в паркинге трехкиловаттное зарядное устройство от обычной домовой сети, понадобится это согласие…

По мнению участников «круглого стола», подобные коллизии невозможно решить без изменения некоторых норм и законов на региональном и федеральном уровне. Проблему установки зарядной инфраструктуры в действующих ЖК можно решить, разработав упрощенный регламент принятия соответствующего решения.

«Умная» зарядка

Но где брать энергию для новых потребителей-электрокаров, если уже построенные дома имеют определенные энергомощности, а подключение дополнительных — дело дорогое и сложное? Решение этой задачи для многоквартирного жилья уже есть, говорят специалисты. Установить зарядные станции, не строя новых трансформаторов, возможно за счет механизма динамической балансировки мощности между ночью и днем, на основе которого работают «умные» зарядные станции для электромобилей.

— Есть пиковое потребление домом энергии днем, а есть низкие ночные нагрузки, — пояснил директор по развитию УК «Мурино» Сергей Матвеев. — Нужно, чтобы зарядная станция давала возможность пользоваться низкими ночными тарифами, то есть сама включалась после 23.00 и выключалась, например, в семь утра. Этого достаточно, чтобы полностью зарядить электромобиль. А быстрые зарядки нужны только на экстренный случай, чтобы подзарядиться и доехать до дома.

По мнению представителя компании PUNKT E Максима Кислицына, создавать внутри ЖК зарядную инфраструктуру возможно, реально и нужно. Но только «умную». То есть использующую решения по балансировке мощности.

— У нас в жилье «зарыты» сотни киловатт мощности, — утверждает он. — После одиннадцати-двенадцати часов чайники и плиты перестают работать, и у нас появляется возможность выдать на зарядную инфраструктуру эти сотни киловатт, заряжая большой парк электромобилей. А в пиковые моменты система балансировки ограничивает потребление электроэнергии зарядными станциями. «Дельту» между максимально расчетной мощностью и текущим потреблением мы перенаправляем на зарядную инфраструктуру в каждый момент времени. Такие системы — важный элемент «умного» дома.

Эта компания — один из крупнейших частных операторов зарядных станций в РФ, в ее сети более 200 станций суммарной мощностью более 17 мегаватт. До конца года эту сеть планируют увеличить до 300 станций.

— Мы пытаемся создать решения, которые увеличивают ценность недвижимости как для девелопера, так и для собственника жилья, владельца электромобиля. Объекты, которые сейчас уже строятся, будут введены в эксплуатацию через два-три года, тогда количество электромобилей на дорогах будет уже другим. Застройщикам важно не упустить этот момент. Чтобы не потерять в уровне объекта и его привлекательности для потенциального покупателя, такие решения нужно закладывать уже сегодня.

О динамической балансировке и «умной» зарядной станции как дополнительном конкурентном преимуществе продаваемого жилья говорил и Сергей Катков, представитель компании-производителя российских зарядных станций «Парус-Электро» (на ее счету — уже более 600 «быстрых» станций на территории РФ), и другие участники «круглого стола».

Копить и тратить

В апреле было подписано соглашение между правительством Ленинградской области и «АтомЭнерго» («дочкой» Росатома), предусматривающее поэтапное создание на территории региона зарядной инфраструктуры до 2030 года. Об этом проекте рассказал представитель «АтомЭнерго» в Северо-Западном федеральном округе, директор Центра развития экотехнологиий «ЭКОГРАД», заместитель начальника РЦ-1 Ленинградской АЭС Павел Гредасов. На деньги атомщиков на Парковой улице в Сосновом Бору открыт первый такой объект — станция на 60 кВт (открывал ее директор ЛАЭС Владимир Перегуда). Заряд на ней пока предоставляется потребителям бесплатно. Инициаторы хотели понаблюдать, как работает «зарядка», а также собрать статистику, как меняется количество электромобилей в городе. Итогами довольны. За четыре месяца станция вышла на уровень 250 сессий в месяц, потребляемая машинами мощность выросла вдвое, а количество электромобилей в Сосновом Бору со «стартовых» 23 штук уверенно перевалило за полсотни. Строительство зарядной инфраструктуры решено продолжать, уже определили места под их размещение в социально значимых объектах — спорткомплекс, гипермаркет, ресторан быстрого питания…

С быстрыми зарядными станциями на 150 кВт связана еще одна сложность: не везде и не всегда поблизости есть эти 150 «свободных» киловатт. Как рассказал Сергей Комов, директор представительства ГК «Росатом» на Северо-Западе, госкорпорация сейчас строит в Калининграде крупный завод по производству литий-ионных аккумуляторных батарей, который также будет производить стационарные системы накопления энергии, применяемые в электросетевом комплексе и на промышленных предприятиях для обеспечения бесперебойного питания и покрытия пиков нагрузки. Интеллектуальная система накопления электроэнергии мощностью от 1 до 4 МВт создана и тестируется на разных производствах.

— Там, где не будет достаточных мощностей и возможности присоединения к сетям, можно использовать эти накопители для зарядки электрокаров, — пояснил Комов. — Ночью мы их заряжаем, а днем можно раздавать эту энергию автомобилям. Такая технология уже существует.

По его словам, госкорпорация готова к тесному взаимодействию с энергетиками, девелоперами, управляющими компаниями, разработчиками и операторами станций электрозарядки, для создания в дальнейшем взаимовыгодных консорциумов.

— Пока СЗФО отстает по быстрым зарядным станциям от других регионов РФ, даже от Сибири и Дальнего Востока, не говоря уже о Центральном федеральном округе. Будем это направление развивать, — делится планами Сергей Комов.

Электротранспорт становится популярным не только у нас, но и у соседей в Карелии, Пскове, Новгородской области… Нужно, чтобы владелец электрокара мог зарядить машину не только дома, но и перемещаясь по всей нашей огромной стране.

— Наша задача — объединение регионов, — подчеркнул руководитель проекта «Зарядка РФ» Алексей Логанцов (изначально это был локальный проект из Вологодской области, а теперь «Зарядка РФ» помимо полусотни станций в своей области имеет их также в Петрозаводске, Петербурге и Москве). — Наша задача сейчас — выстроить своего рода «электрический БАМ» от Вологды до Петербурга. Мы движемся в направлении Ленинградской области. И хотелось бы видеть встречное движение к нам.


#электрокары #ЭЗС #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7545) от 15.11.2023 под заголовком «На зарядку становись!».


Комментарии