Императору починят сапоги. Памятник Павлу I отреставрируют
Павловск хорош в любое время года, но летом он особенно привлекателен. Можно бесконечно смотреть на гармоничные, словно самой природой созданные пейзажи парка. Немало желающих заглянуть в утопающий в цветах Собственный сад императрицы Марии Федоровны…
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
Новость этого сезона: на Парадном плацу перед дворцом реставрируется памятник Павлу I. Вокруг него возведены леса. Сквозь полупрозрачное ограждение угадывается фигура императора.
Как говорит Вера Дементьева, директор музея-заповедника, памятник Павлу I — первый из перечня знаковых объектов культурного наследия и музейных предметов, которые планируется отреставрировать к 250‑летнему юбилею Павловска.
В этом году памятнику исполнилось 150 лет. Инициатором его установки был правнук первого владельца Павловска — великий князь Николай Константинович. Об этом рассказывает в том числе выставка в библиотеке Росси Павловского дворца — «Августейший изгой. Великий князь Николай Константинович и Павловск».
Великий князь питал к прадеду особые чувства, видел что‑то общее в их судьбах. Он собирался стать владельцем Павловска, поэтому из собственных средств и заказал памятник для площади перед дворцом. Вероятно, ему, как многим, нравилась статуя Павла работы Ивана Витали, установленная в Гатчине. За 5000 рублей с нее сняли форму, по ней отлили фигуру и пьедестал.
Открывали памятник торжественно: в присутствии императора, с молебном, проходом войск, обедом… На церемонии присутствовал художник Адольф Шарлемань, которому было поручено написать две акварели «Торжественное освящение Памятника императору Павлу I в Павловске» и «Церемониальный марш войск перед памятником Павлу I». Много лет спустя они отправятся за великим князем в изгнание в Ташкент.
У памятников Павлу в Гатчине и Павловске при полном внешнем сходстве есть существенное отличие. Первый отлит в бронзе. Второй — в новом для скульптуры, изобретенном в XIX веке материале — шпиатре (цинк с различными примесями). Шпиатр позволяет отливать сложные тонкостенные детали, не требуя доработки отлитой скульптуры. Статуи из этого металла весят меньше, чем отлитые в бронзе. Эти качества шпиатра и определили его широкое распространение во второй половине XIX века. Однако испытания временем шпиатр не выдержал, скульптура стала проявлять признаки разрушения. Памятник на Парадном плацу перед Павловским дворцом простоял полтора столетия, пережил революции и войны. На его теле раны от осколков снарядов и нанесенные временем. Дважды за свою историю его реставрировали, но время берет свое, следы его воздействия очевидны.
Сегодня статуя Павла расчищена от слоев краски, заполнений утрат при предыдущих реставрациях. Даже в таком непарадном виде она хороша. Как писал Александр Бенуа, помимо своих художественных достоинств этот памятник обладает особой притягательностью. Свободная поза императора, живое выражение лица. Тщательная проработка деталей — каждой пуговицы, пряжки, строчки на обшлаге мундира или на шляпе. Что касается утрат, их много. Есть отверстия на спине, на груди императора. Особенно пострадали сапоги, на них огромные трещины.
О том, что уже удалось сделать и выяснить реставраторам, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказал художник-реставратор Матвей Дегтярев:
— Отличие этого памятника от других — особый материал. В городе таких немного, буквально единицы. Нет большого опыта реставрации. Мы знали, из чего сделан памятник, были готовы к проблемам с ним. Но не имели сведений о его конструктивном исполнении.
Анализ сплава на разных фрагментах показал, что памятник отливали не целиком, он состоит из нескольких частей — голова, руки, корпус из двух частей, и каждая нога из частей. Состав сплава на голове более стойкий, чем в нижней части статуи, его эксплуатационные свойства лучше, поэтому в ногах и образовались дефекты.
Предполагалось, что у памятника две точки опоры. При двух предыдущих реставрациях 1950-го и 2000 года подробных сведений не было. В ходе обследования выяснилось, что в правую ногу стержень входит до колена. В левой он идет сквозь всю скульптуру вверх до головы и вниз под постамент почти до самого его основания. Внутри скульптуры есть крепления, на которые крепится оболочка — армирующий пояс. Раствор в скульптуре известковый, как показал анализ, он плохо перемешан, это говорит о том, что готовили его прямо на площади, на месте установки статуи.
После обследования эндоскопом внутреннего объема скульптуры стало ясно, как она собрана, как укреплены фрагменты. Понятно, как реставрировать. Там, где самые проблемные участки, делается вставка в материале, близком к оригиналу. Трещины заделываются герметично. Утраты, сколы, повреждения пластики восполняются методом сверхзвукового «холодного» газодинамического напыления металла. В завершение будет нанесено красочное покрытие, которое изолирует металл от внешней среды.
На недавнем реставрационном совете обсуждался вопрос окраски памятника. Историческим был темно-графитовый цвет. В разные периоды жизни памятник красили в разные оттенки серого — светлее, темнее, более серебристые… Будут изготовлены образцы покраски, и тогда из 4 – 5 вариантов будет выбран цвет скульптуры.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (7230) от 11.08.2022 под заголовком «Императору починят сапоги».
Комментарии