Император под крышей. Как реставрируют памятник Петру Первому

Город завален снегом, а в строительном тепляке сухо, чисто, тепло и светло. Конная статуя Петра отдыхает от всеобщего внимания. С ней общаются только реставраторы, специалисты Музея городской скульптуры и эксперты, которых привлекает музей.

Император под крышей. Как реставрируют памятник Петру Первому | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Фальконе был гением своего дела. Его знания касались не только изобразительного искусства. Он был талантливым инженером, остроумным конструктором, мастером, обладавшим познаниями в разных областях науки и техники, умевшим эти знания применить. Все вместе обеспечило на века прочность первому в России монументу. Но ничего вечного в этом мире нет. Реставрация – способ продлить памятнику жизнь, а еще это возможность его исследовать и, не исключено, открыть что-то новое.

Редкая удача вблизи, со строительных лесов, рассмотреть особенности монумента и узнать о его проблемах. Реставраторы почти завершили работы по отмостке у подножия постамента. Швы между гранитными плитами расчищены. Восполнены многочисленные утраты камня. Места вставок зачищаются, становятся незаметными. Их закроет специальная мастика. В нашем климате это необходимо, иначе камень будет разрушаться.

Видно, что гранитные плиты разного размера и конфигурации изначально набросаны хаотично, что должно создавать иллюзию пустынного берега у подножия скалы. Задача реставраторов – сохранить живописность и обеспечить надежность отмостке, как важной части конструкции всего сооружения. Она покрывает массивную гранитную плиту, в свою очередь накрывающую свайный фундамент монумента. Состояние фундамента исследовалось с помощью приборов до начала реставрации. Выяснилось, что, несмотря на вибрацию, зыбкость почв, грунтовые воды, у фундамента нет отклонений, усадки, пустот.

Нынешняя реставрация в значительной степени посвящена Гром-камню, который лег в основание скульптуры. История его поисков и доставки в Петербург запечатлена в офортах Якоба Шлея – зрелище, поражающее воображение. Не случайно Екатерина не отказала себе в удовольствии его наблюдать. Каменная громада на платформе движется по рельсам-желобам. Ускорение ей придают огромные колеса, приводимые в движение усилиями множества людей. Что-то из истории строительства египетских пирамид.

Медный2_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Каменотесы придали постаменту форму, которую замыслил Фальконе. Подобного камня нет ни в архитектуре города, ни в окрестных карьерах. Все сошлось: скульптор – гений и камень необычный, неоднородный по цвету и составу. Неизвестно, откуда принес его ледник. Не увенчались успехом и попытки найти аналог у соседей в Швеции и Финляндии.

На поверхности гранита желтые и синие расчерченные мелом полосы. Специалисты с помощью приборов искали пустоты и металл в теле гранитной глыбы. Исследования продолжаются, есть надежда к завершению реставрации узнать возраст камня.

Довоенные фотографии из музейного архива оставляют впечатление монолита под ногами у всадника. Со временем стало заметно, что постамент состоит из четырех блоков. Это не от того, что блоки зашатались и отодвинулись, появились проблемы в швах. В 1976 году их закрывали мастикой, но к началу нынешней реставрации стало ясно: это не спасает от влаги навечно. Проблема не только эстетическая, надо укрепить камень. Это забота реставраторов. Швы между блоками раскрыты, расчищены, их обработают препаратами, не позволяющими влаге проникнуть вглубь.

Медный3_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

О скульптуре известно многое, но не все. Специалистов очень интересует третья точка опоры статуи. Для нее задействован не только хвост лошади, но и его соединение со змеей. Скульптор сделал большую модель, рассчитал центр тяжести. Тогда у него и родилась идея добавить для устойчивости змею. Он писал Екатерине, что змея в композиции не только символ. Она скрывает причину, заставившую к ней прибегнуть, – маскирует опорный стержень.

С близкого расстояния видно, что на постамент под змею подложен дополнительный камень. Место соединения монолита и вставки заделано так, что при ежегодных осмотрах не определялось. Реставраторы аккуратно с помощью инструментов, похожих на хирургические, расчищают заглушку.

Работа почти ювелирная. Камень исторический, змею не трогают. По составу грязи и пыли из-под камня можно предположить, что внутри есть металл. После расчистки под блок гранита введут эндоскоп.

Пока есть только догадки. Почему Фальконе положил змею не на плоский камень, а на подложку? Вставка нужна, чтобы змею было лучше видно с земли или для дополнительной опоры скульптуре?

Медный4_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сама скульптура в лучшем состоянии, чем постамент. При реставрации 1976 года ей уделялось все внимание. Сказывается и ежегодный профилактический уход за памятником, который осуществляет музей. Но после предыдущей реставрации минуло тридцать пять лет. Проблемы возникли, пусть и не столь очевидные, как у постамента.

При установке статуи перроны (штыри) в задних ногах коня провалились в вырубленные для них отверстия в камне почти на метр. Поверхность вокруг них заливалась свинцом. Свинец выполнял свою роль, сколько мог. Теперь глазу заметно, что края отслоились. Вода понемногу попадает внутрь. Она будет вызывать коррозию опорного стержня. Оставить все, как есть, нельзя: капля действительно камень точит. Ржавчина образовалась и вокруг крошечного люка возле хвоста лошади, через который вынимали арматуру. Шов перестал быть герметичным, в него просачивается влага... Вероятно, есть и другие проблемные участки. В деле сохранения такого памятника нет мелочей.

Их не было и для Фальконе. С близкого расстояния видно, что все детали скульптуры – складки одежды Петра, мышцы на теле коня, шерсть и когти медвежьей шкуры – проработаны. На морде коня читается ужас от того, что всадник заставляет его покорять гранитную скалу.

Рука императора отлита из тонкой бронзы. При прикосновении можно прощупать бугорки на ладони у основания каждого пальца. Рука человека, который не чурался ручного труда. В лице портретное сходство с Петром I. И все же Фальконе удалось создать больше, чем памятник императору. Он создал образ героя.

Лучше других это чувствует профессионал. Во время предыдущей реставрации «Медного всадника» Михаил Аникушин, принимавший активное участие в обследовании памятника, настоял на том, чтобы скульптура сохранила историческую патину. Она и сейчас в хорошем состоянии.

#памятник #реставрация #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (7074) от 17.12.2021 под заголовком «Загадки Фальконе».


Комментарии