Имитация расстрела. Как школьников учат спасаться при теракте

Имитация расстрела. Как школьников учат спасаться при теракте | ФОТО Feliphe Schiarolli on Unsplash

ФОТО Feliphe Schiarolli on Unsplash

«…Ребенок лежит на руках родителя в луже крови; девочка-подросток лежит на земле, плачет и держится за живот; мальчик кричит: «Пожалуйста, помогите мне, невыносимая боль в ноге!»; гардеробщица с одышкой, синюшного цвета, шумно дышит, держится за грудь; девочка лежит на полу в луже крови; мальчик с пропитанной кровью штаниной; стрелок с ранением головы без сознания…»

Не торопитесь, уважаемый читатель, хвататься за сердце. Это не репортаж с очередного теракта, а всего лишь сценарий тактико-специального учения, которое прошло 21 сентября в петербургской школе № 290. Тема его формулировалась весьма актуально: «Действия педагогического состава и учащихся в случае вооруженного нападения с использованием огнестрельного оружия и зажигательной смеси в школе».

Согласно сценарию, в фойе школы врывается стрелок в гражданской одежде с оружием и расстреливает окружающих людей. Потом поджигает зажигательную смесь и кончает с собой. Итого: очаг возгорания и девять жертв. Разумеется, оружие учебное, выстрелы холостые, кровь бутафорская.

Весь этот кошмар наблюдают представитель администрации школы, физрук, классный руководитель с группой детей (5 человек 8 – 9-х классов), медицинская сестра и два старшеклассника. Они тут же начинают тушить огонь, сортировать раненых, оказывать им первую помощь и звонить по телефону «куда положено». В это время 20 – 30 учеников вместе с классным руководителем, находясь в классе во время занятий, слышат за дверью выстрелы, крики и плач. Они тут же закрывают двери класса, устраивая баррикады. Ученики, находящиеся в других классах, в отдалении от места стрельбы, ожидают сигнала на эвакуацию и, получив его, организованно покидают здание школы. При этом успевают помочь раненым, которых к тому времени переместили в девять помещений школьного здания.

Разумеется, дети предварительно подготовлены: перед этим с ними и их педагогами проведены теоретические и практические занятия по оказанию первой помощи пострадавшим и поведению личного состава в кризисных ситуациях. Роли террориста и потерпевших тоже играют люди подготовленные — курсанты высших военно-учебных заведений, в частности Военно-медицинской академии (ВМА). Собственно, последняя и прислала нашей редакции приглашение на данное мероприятие. «Обращаем ваше внимание, — говорилось там, — что подобные тактико-специальные учения планируется по согласованию с Министерством образования сделать обязательными во всех учебных заведениях с целью дать знания и отработать на практике поведение преподавателей и школьников в кризисных ситуациях».

Признаюсь честно, воспользоваться этим приглашением у меня большого желания не возникло. Но спустя несколько дней после указанной даты позвонил начальнику пресс-службы ВМА Светлане Земницкой и спросил, как прошло мероприятие.

— Нормально, — спокойно ответила она. — Гримеры постарались.

— Никто там в обморок не упал?

— Да что вы, — удивилась она. — Дети психологически подготовлены. Тем более что обучаются они в специальных кадетских классах. И от родителей согласие получено.

Так‑то оно так… Но все же что‑то на душе скребло, не давало успокоиться. Конечно, тема ныне актуальная и детей как‑то надо к чрезвычайным ситуациям готовить. Но вот чтобы так, с «лужами крови»?..

​Заглянул на сайт комитета по образованию — а там, оказывается, есть целый раздел «Противодействие терроризму и его идеологии». В нем — научные рекомендации по выявлению деструктивного поведения подростков и его профилактике. Методы сугубо мирные: дискуссии, кинопоказы, викторины. Про имитацию терактов — ни слова.

​Звоню своему старому знакомому — директору одного из петербургских лицеев.

​— Знаете что‑нибудь об этом?

​— В первый раз слышу, — удивился он. — Вообще считаю, что безопасность детей — это дело взрослых. Дети должны учиться, а не с террористами бороться.

​И это тоже правильно. Ну а если взрослые недоработают и ребенок все же встретится с бедой? Такого ведь нельзя исключить… Должен он по крайней мере знать, как перевязать рану, остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание? ​Еще один звонок — приятелю, который работает педагогом в одной из известных петербургских гимназий.

​— Да брось ты, не парься, — хмыкнул он. — Дети сейчас такое в Интернете видят, что их никакой стрельбой не проймешь!

​Последний звонок — в ту самую школу № 290. Увы, с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» там поговорили весьма лаконично. Сообщили только, что такое мероприятие — первое в городе.

​Ну, как говорится, с почином! Ждите, уважаемые родители, что в школу к вашим детям завтра придет человек с учебным оружием и проведет имитацию расстрела.

Читайте также:

В Петербурге представили просветительский проект «Великий Северный путь. Арктика как искусство»

Этнофорум в Шушарах: его целью было объединить горожан — представителей разных народов


#школьники #теракт #учения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7775) от 21.10.2024 под заголовком «Имитация расстрела».


Комментарии