Им открылась Россия

«Сам правду всю узнай, не верь чужим изветам!..» — строкой стихотворения крупнейшего лирика немецкого барокко Пауля Флеминга в Музее-усадьбе Г. Р. Державина решили назвать выставку, открывающуюся 3 ноября, в канун Дня народного единства. Выставку о том, какой видели Россию конца XVIII — начала XIX века иностранные художники. Кстати, сам Флеминг, будучи врачом в составе посольства герцога Гольштейн-Готторпского Фридриха III, побывал в России, и это стало одним из главных событий его жизни. Стихотворения Флеминга, посвященные России, проникнуты любовью к стране, которуюв Европе многие считали «варварской».

Им открылась Россия | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На выставке представлены гравюры из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина — француза Жана Батиста Лепренса, немца Христиана Гейслера, неизвестного художника, вероятное всего, из Англии, и знаменитого британца Джона Аткинсона.

Лепренс, учившийся у самого Франсуа Буше и ставший одним из лучших студентов мастера, отправился в Россию в 1758 году. Благодаря хорошим рекомендациям живописец принимал участие в росписи плафонов Зимнего дворца. Лепренс прожил в России пять лет, он путешествовал в Финляндию, Литву, Сибирь и создал множество зарисовок. Вернувшись в Париж, он писал картины исключительно на русские темы — так поразила его удивительная огромная страна...

На выставке в Музее Державина представлены листы из альбома сюит «Россия и русские», выгравированные Лепренсом в Париже в 1764 — 1768 годах.

Гравер, рисовальщик и иллюстратор Христиан Гейслер жил в России с 1790 по 1798 гг. На выставке — листы из его альбома «Живописные картины нравов, обычаев и развлечений русских, татар, монголов и других народов Российской империи». Альбом увидел свет в Лейпциге в 1804 году, рисунки были созданы по эскизам, которые художник во множестве сделал во время своего путешествия с другим соотечественником, чье имя также тесно связано с Россией, — Петером Симоном Палласом, естествоиспытателем, путешественником, действительным членом Императорской академии наук. Экспедиция Палласа была организована по личному распоряжению Екатерины Второй.

Куратор выставки «Сам правду всю узнай, не верь чужим изветам!..» Мария Карпенко обращает внимание также на рисунки неизвестного художника — скорее всего, англичанина, так как подписывал он свои работы по-русски и по-английски, — датированные 1836 годом. На небольших по формату цветных рисунках в подробностях изображены «русский поп в широкополой шляпе», «московская баба-кормилица», тамбовский мужик, раскольница, разносчики товаров, купцы, купчихи.

Целый зал отведен цифровым копиям из находящегося в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина альбома Джона Августа Аткинсона и Джеймса Уокера «Живописное изображение нравов, обычаев и развлечений рус-

ских. Сто раскрашенных офортов», изданного в Лондоне в 1803 году. Аткинсон прибыл в Россию девятилетним ребенком вместе со своим родственником Джеймсом Уокером, который был назначен императорским гравером при дворе Екатерины Великой. Впоследствии он стал хранителем гравюр Эрмитажа.

Джон Аткинсон вырос в России, поэтому его работы — не отстраненный, хотя и заинтересованный взгляд иностранца, а внимательный взгляд человека, видящего страну изнутри и любящего ее.

«Аткинсон сумел воссоздать красочную мозаику городского и сельского русского быта, зарисовав не только традиционные костюмы различных групп населения, но и средства транспорта, религиозные праздники, игры, забавы и отдых, он запечатлел также яркие жанровые сценки...» — такую оценку альбому дал Энтони Кросс, автор книги «Британцы в Петербурге: XVIII век». Уокер же максимально красочно и доходчиво составил вспомогательные описания к каждому рисунку Джона Аткинсона.

Авторы альбома посвятили свою работу внуку просвещенной императрицы — Александру I, в посвящении отмечается продолжение императором политики его царственной бабушки.

В предисловии к альбому Уокер также пишет вот что: «Всегда великая и сильная русская нация, мало известная остальной Европе до того, как она привлекла внимание благодаря творческому уму и гению великого законодателя Петра Первого, приобрела в настоящее время такой вес и значение, которые неизбежно придают интерес любой вещи, могущей осветить и лучше познакомить с их привычками и манерами».


Комментарии