Идём на новый рекорд. В Петербурге официально стартовала навигация по рекам и каналам
Пассажирская навигация 2025 года на реках и каналах Северной столицы обещает стать одной из самых удачных за последние годы и потенциально — рекордной по количеству людей, перевезенных на всех видах судов. Однако специалисты не скрывают: все будет зависеть не только от уровня спроса, стоимости поездок и активности продвижения.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Как ты думаешь, что для нас, организаторов туров и экскурсий по воде, главное?» — спросил у меня на днях знакомый специалист. И когда я долго перечислял то, что уже названо, отрицательно мотал головой. «Главное — хорошая погода… — назидательно сообщил он, когда я иссяк. — Если солнечно, тепло и сухо — будут и пассажир, и выручка. А если зарядят дожди и на улице летом будет плюс 10 с ветром — его и калачом на воду не заманишь. Вывод давно проверен временем — в том числе и прошлогодней навигацией, во время которой погода была практически идеальной весь сезон». И главный синоптик Петербурга Александр Колесов обнадежил: по его словам, со второй половины апреля в городе ждут теплой погоды с температурой выше 10 – 15 градусов тепла. «Да и предварительный прогноз вполне благоприятный — лето тоже обещает быть теплым», — сказал он.
Стоит напомнить: по итогам минувшего года на скоростных судах в Петербурге перевезли около 1,3 млн пассажиров, а на экскурсионно-прогулочных — примерно 2,5 млн человек. В сумме — более 3,8 миллиона. Если к ним прибавить еще 375 тыс. пассажиров, прибывших в Северную столицу на речных круизных судах, получается около 4,2 млн человек. «Туристов в Петербург приезжает все больше, и количество пассажиров на всех видах водного транспорта тоже растет, — заметил по этому поводу первый заместитель руководителя — капитан Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей Даниил Гладков. — Поэтому вполне возможно, что в навигацию 2025 года город перешагнет рубеж 4 миллиона человек, перевезенных только скоростным и экскурсионно-прогулочным флотом».
Это будет, конечно, принципиально важным достижением, поскольку такой уровень пассажиропотока окажется достигнут в условиях дефицита иностранных туристов, которые раньше во многом делали погоду во всех сегментах рынка водных перевозок. Правда, перепрыгнуть эту планку непросто: по статистике, два последних года пассажиропоток на воде в Петербурге ежегодно растет на 5 – 6 %. И 4 миллиона человек без учета круизеров — рубеж достижимый только при благоприятном стечении обстоятельств. Включая и хорошую погоду.
Что касается сроков, то, несмотря на заявления части перевозчиков о том, что навигация в Петербурге нынче стартовала небывало рано, еще в последних числах марта, официально для маломерных судов на внутренних реках и каналах она началась утром 7 апреля. А по Неве, Большой и Малой Неве — откроется сегодня. И завершится 30 ноября. Однако и тут есть нюансы. Например, речные круизные лайнеры впервые в сезоне отправятся в путь только в начале последней декады апреля. И то в основном по Волге: на Северо-Западе на свои маршруты они выйдут ближе к маю.
По словам заместителя председателя петербургского комитета по транспорту Дмитрия Ваньчкова, в этом году окончательная программа маршрутов по воде будет сформирована в Северной столице к 1 мая. «Однако все основные перевозчики уже подтвердили, что в городе будет действовать 33 регулярных водных маршрута, часть из которых работает по системе hop-on hop-off (заходи и выходи), — пояснил он. — Для нас безусловный приоритет — безопасность и качество услуг на воде, поэтому желающим советуем приобретать билеты на туры на официальных интернет-ресурсах перевозчиков».
В числе новинок называют 35‑минутный трансфер на скоростных катамаранах между Нижним парком музея-заповедника «Петергоф» и «Островом фортов» в Кронштадте, который позволит особо нетерпеливым за один день убить сразу двух экскурсионно-познавательных «зайцев». Если, конечно, времени на это хватит… Обещают вывести на рынок и «пакет» в виде трансфера по воде из центра Петербурга в Кронштадт и экскурсионного маршрута вокруг его фортов. К числу относительных новинок можно отнести и «Большое Петербургское кольцо» — своего рода местный круиз, во время которого можно увидеть и историческую часть города, и объекты «Новой туристической географии». А значит, пассажиры сначала посмотрят с воды на Адмиралтейство, Эрмитаж, Ростральные колонны, Петропавловскую крепость, Летний сад и крейсер «Аврора». А затем — на «Морской фасад», вантовый мост, «Газпром-арену», «Лахта-центр». И увидят даже Морской порт Петербурга со всеми его атрибутами.
По сравнению с прошлым годом цены возросли примерно на величину от 5 %. Больше всего — на «скоростные» и дальние маршруты, поскольку там используют потребляющие большой объем топлива суда или экскурсия по длительности превышает 2 – 3 часа. Типичная прогулка по рекам и каналам Петербурга в эту навигацию для взрослого «тянет» на тысячу рублей. А сэкономить можно, купив тур в начале сезона и через Интернет.
Отчасти способствовать решению этой проблемы, наверное, мог бы переход на работу с судами с электрическим двигателем. Или с тем, что не использует дизельное топливо. Так, как это происходит в Москве с эксплуатируемыми там речными трамвайчиками. Однако у нас вышедшая на линию в прошлом году модернизированная электроверсия дизельного судна проекта «Мойка 2.0» «Канарейка», похоже, пока останется в одиночестве. А другие суда на альтернативном топливе (в частности, на сжиженном природном газе) собираются строить для Петербурга не ранее конца этого года. Да и в полку речных круизных судов новичков можно пересчитать по пальцам. В частности, на Северо-Западе в навигацию нынешнего года должен появиться первый из теплоходов проекта «Карелия» «Николай Жарков», который способен ходить и по рекам, и по морю. Правда, увидеть новинку в Петербурге доведется только под занавес навигации, в октябре.
Читайте также:
Районные инициативы по развитию туризма и гостеприимства станут областными
Учить и переучивать. В Петербурге растёт спрос на специалистов в индустрии гостеприимства
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7886) от 10.04.2025 под заголовком «Идем на новый рекорд».
Комментарии