Идем на выход. Для вторых вестибюлей станций метро «Василеостровская» и «Балтийская» подыскали место
Общественные обсуждения проектов планировки территорий для вторых выходов двух станций метро прошли в Петербурге. Материалы опубликованы на сайте городского комитета по градостроительству и архитектуре (КГА). О том, что «Василеостровской» и «Балтийской» необходимы дополнительные павильоны, говорят уже не менее двух десятков лет. Свидетельством тому очереди на вход в часы пик и периодически вводимые ограничения режима работы обеих станций. При этом в последние годы ситуация еще более обострилась, особенно на «Балтийской», неподалеку от которой идет активное строительство нового жилья.
Здесь должен появиться вестибюль станции метро «Балтийская-2»./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Проект планировки территорий — одна из начальных стадий создания какого‑либо строительного объекта, в том числе и новых вестибюлей станций метро. Но без него никуда: проект определяет земельные участки, которые будут задействованы под стройку. Далее начнутся процедуры по изъятию земли у собственников, проектирование уже непосредственно прокладки наклонного хода и самих вестибюлей станций, затем — подготовка к строительным работам.
Для второго выхода с «Василеостровской» рассматривали несколько вариантов постройки вестибюля на разных линиях — от 7‑й по 12‑ю. Остановились на земельном участке по адресу: 11‑я линия, 38. Сейчас его занимает нежилое здание на месте бывшего гаража табачной фабрики имени Урицкого, ныне в строении зарегистрировано несколько ООО. Сам дом должен пойти под снос. Понятно, что этот квартал — историческая застройка Васильевского острова, некоторые здания относятся к модерну начала прошлого века.
— Второй выход «Василеостровской» очень нужен, станция перегружена, и с каждым годом ситуация только усугубляется. Приходится чем‑то жертвовать, тем более для такого важного объекта, как дополнительный вестибюль станции метро. В прошлом году на 19‑й линии Васильевского острова снесли манеж лейб-гвардии Финляндского полка, в данном случае еще можно было поспорить, насколько это необходимо. А для нового входа в метро земельный участок в любом случае надо выделять. Сам родился, вырос и живу на Васильевском острове. Помню, каким событием для василеостровцев стало открытие станции метро: пять минут — и ты уже в центре города. Но время идет, население острова многократно выросло. Метро — самый эффективный способ разгрузки пассажиропотоков, и его надо строить, в том числе сооружать дополнительные выходы у существующих станций, — уверяет эксперт редакции по вопросам транспортной инфраструктуры профессор Олег Белый.
Говорить о сроках появления станции «Василеостровская-2» сегодня рано, хотя, по последней версии программы развития городского метрополитена, вестибюль на 11‑й линии должен открыться в 2029 году. Отметим также, что в будущем эта станция должна стать пересадочной на будущую кольцевую линию петербургского метрополитена.
История проектирования «Балтийской-2» также продолжается уже пару десятилетий. Еще в нулевые годы мне довелось присутствовать на общественных обсуждениях проекта планировки территории для второго выхода. Тогда проект был представлен в здании районной администрации, новую версию также можно было увидеть в фойе администрации Адмиралтейского района, а также, как уже сказано, на сайте КГА.
За десятилетия варианты возможного местоположения второго вестибюля тоже гуляли по обширной территории, включая исторический квартал бывшей фабрики резиновых изделий «Красный треугольник». Однако сегодня вернулись к основной идее — строительство павильона на набережной Обводного канала между Балтийским вокзалом и бывшим Варшавским.
— Это лучшее место для выхода пассажиров. Вблизи вырос обширный жилой массив, практически новый город — с улицами, переулками и общественными зданиями. А практически на путях Балтийского вокзала открыт Музей железных дорог России — новая достопримечательность Петербурга, куда приезжают люди со всей страны. При строительстве новых станций метро о туристах мы тоже должны думать, так как наш город — один из крупнейших туристических центров России и всего мира, — считает Олег Белый.
При сооружении «Балтийской-2» на набережной Обводного канала предполагается создание обширного подземного пространства с тремя входами на станцию. Для самого же вестибюля в проекте планировки установлено требование о том, что постройка должна «обеспечить фоновый характер объекта способом отделки фасада в части окраски, цветового решения с выделением декоративных деталей».
В соответствии с программой развития метрополитена, «Балтийскую-2» планируется сдать в 2028 году. Не так скоро, тем более что необходимость во втором выходе со станции ощущается остро. Проблема, однако, не только в финансировании. Проекты новых вестибюлей «Балтийской» и «Василеостровской» залежались, требуется их существенная корректировка с актуализацией к современным условиям. Само строительство каждого из выходов оценивается в 13 – 14 миллиардов рублей. Это на сегодняшний день, но поскольку работы по пробивке наклонного хода и тем более сооружения самого вестибюля начнутся позднее, вырастет и стоимость проекта.
Станции метро на Обводном канале и Среднем проспекте Васильевского острова не единственные ныне существующие, которые должны быть обустроены вторыми выходами. Когда возводили «Адмиралтейскую», то оговаривали, что одного выхода в историческом центре города будет мало. Запланировано сооружение второго выхода и со станции «Приморская». Но реализация этих планов в неблизком будущем. Гораздо быстрее вторые выходы будут появляться у тех станций метро, которые станут переходными к строящимся на новых линиях. Как пример — дополнительный выход со станции «Обводный канал», сооружение которого запланировано на Тамбовской улице рядом с автовокзалом. Он будет пробит, когда новая, коричневая, ветка дойдет до этих мест и здесь построят «Каретную» — станцию шестой линии метро.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7548) от 21.11.2023 под заголовком «Идем на выход».
Комментарии