2Vtzqv4Hz9U

Идеи повисли в воздухе. Почему в Петербурге буксует программа «Чистое небо»?

Паутина проводов над главными магистралями в центре Петербурга режет глаза так давно, что кажется, будто была здесь всегда. Программу «Чистое небо», которая два-три года назад была у всех на слуху, уже мало кто вспоминает, хотя благодаря ей пространство над машинами и пешеходами на самых парадных улицах должно было посветлеть. Смольный от этой программы не отказался, уверяют чиновники, вот только говорить о ней всячески избегают.

Идеи повисли в воздухе. Почему в Петербурге буксует программа «Чистое небо»? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Проект «Чистое небо», который Смольный вынашивал несколько лет, стартовал в 2017 году. Его координатором стал комитет по информатизации и связи (КИС). Несколько месяцев ушло на раскачку и согласование документации. Работы над проектом, проводимые в зоне охраны объектов культурного наследия, начались с середины 2018 года. Не сказать, что небо над основной городской магистралью полностью очистилось от проводов. Но на всем ее протяжении небеса «посветлели».

Остались большей частью троллейбусные провода и растяжки, на которые крепятся конструкции, украшающие Петербург в праздники. Волоконно-оптический кабель большой емкости, до 576 волокон, тянущийся вдоль проспекта, «нырнул» в подземные коммуникационные траншеи, а другие «воздушки» были упрятаны в поперечные переходы. К новой инфраструктуре, построенной в 2018 - 2019 гг. за 30 млн рублей, подключилось около трети операторов связи. А всего телекоммуникационные услуги в этом районе оказывают более 40 компаний.

Казалось бы, упорядочив работу, которой занимается подведомственное КИС предприятие «Автоматическая телефонная станция Смольного», впору двигаться дальше. Ведь стоит шагнуть от Невского в сторону, как увидим, что на любой соседней улице между крышами зданий - где реже, где гуще - тянутся в воздухе кабельные дуги. Да и реки с каналами в этой части города от них не избавились.

Равно как Суворовский и Вознесенский проспекты, включенные в «чистый» проект, где никто к подобным работам не приступал. Да что там, у арки Главного штаба на Большой Морской улице, в двух шагах от Дворцовой площади, бросается в глаза это наследие прошлого, за которое петербуржцам перед гостями неловко. Удастся ли убрать там провода и когда? На сколько лет рассчитана эта программа и в какой очередности отдельные участки города будут в нее вовлекаться? Какие бюджетные средства Смольный собирается направить на ее осуществление в этом году?

Понимание перспектив реализации проекта «Чистое небо» у специалистов КИС, которым «Санкт-Петербургские ведомости» направили эти и другие вопросы, должно быть, имеется. Но вместо устного комментария, на который редакция рассчитывала, была получена сухая краткая справка за подписью председателя комитета Станислава Казарина, содержавшая мало чего нового: «В настоящее время ликвидированы все 430 воздушных кабельных переходов над Невским проспектом, от Дворцовой площади до улицы Александра Невского...». Но эти работы «не касались иных воздушных линий связи: медных линий звукового вещания и оповещения, коаксиальных кабелей операторов телевещания, кабелей лифтовой связи и других». Убрать их или запретить прокладывать новые линии в рамках нынешнего правового поля город не может, нужны законодательные изменения на федеральном уровне. Тем не менее проект не остановлен. «В планах - проработка вопроса о ликвидации воздушных волоконно-оптических кабелей связи на Большом проспекте Петроградской стороны и в квартале музеев, на территории, ограниченной набережной реки Мойки и Конногвардейским бульваром, Исаакиевской площадью и Новой Голландией», - сообщалось в ответе.

А что будет с контактной сетью на Невском проспекте, которую городская власть тоже собиралась убрать? Появление троллейбусов, способных двигаться с опущенными «рогами» там, где ее нет, вроде бы «намекало», что и с ней будет покончено. Но первый пробный маршрут номер 17, запущенный в центре города почти два года назад, когда исчезла эта сеть у Казанского собора, оказался последним.

«Горэлектротранс» имеет сегодня 125 единиц такой техники, большая часть которой ежедневно выходит на линию и осваивает городские окраины, а нынче планирует закупить еще 35. Запас автономного хода у таких машин составляет 7 - 10 км. Чтобы преодолеть Невский проспект длиной 4,5 км, этого хватает. Но когда же эта техника выйдет здесь на линию?

Пояснения корреспондент «СПб ведомостей» надеялся услышать от чиновников комитета по транспорту. Но полученный в письменном виде ответ и на сей раз был крайне скупым: да, проект «Чистое небо» предполагает демонтаж на Невском контактной сети, но для этого «потребуется замена более 100 единиц подвижного состава». Вот и весь комментарий...

Заговор молчания вокруг этой темы прервал другой исполнитель - «Ленсвет». Его сотрудники избавили от электрических проводов небеса над более чем 380 улицами и автодорогами Петербурга, включая исторический центр, и сотней садово-парковых территорий. По словам главного инженера предприятия Виталия Смирнова, новые проекты строительства и реконструкции наружного освещения, разрабатываемые в рамках адресной инвестиционной программы, предусматривают прокладку только кабельных линий.

Ликвидировать провода на всех примыкающих к Невскому участках, правда, не смогли и ленсветовцы. В створе Садовой и Михайловской улиц, по обе стороны Зеленого моста и над Аничковым мостом подвесные светильники сохранились. Установить там металлические опоры на фундаментах, обеспечив нормативный уровень освещенности магистралей такой категории, невозможно, поясняет специалист. К тому же воздушных линий в этих местах немного, около 700 метров - 3% от проложенных под землей кабелей (24 км).

«В историческом центре не всегда можно поставить опоры из-за узких тротуаров, чтобы не мешать их уборке и движению пешеходов, - продолжает Смирнов. - Прокладывать кабельные линии в земле, насыщенной инженерными коммуникациями, принадлежащими разным ведомствам, тоже непросто».

На центральные улицы, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, распространяются разные ограничения. И беда в том, что эти нормативные документы, коими руководствуются дорожники, энергетики, градостроители, представители «Водоканала», зачастую не стыкуются друг с другом. И все же на основных туристических маршрутах «Ленсвет» (вместе с ассоциацией «Невский свет») освобождает небо от проводов, устанавливая декоративные светильники на внебюджетные (газпромовские) средства.

В список таких объектов (65 адресов) вошел недавно Большой проспект Петроградской стороны, где появились изящные лампы. А в планах предприятия - заняться переустройством наружного освещения еще на 18 объектах в пяти центральных районах, продолжая прятать под землю «воздушки».

Хотя кардинально проблему это не решит: таких проводов разного назначения много. Но почему бы, реконструируя по программе благоустройства городские улицы, не строить кабельную канализацию и не размещать там линейные трассы операторов связи? Это предложение озвучил в минувшем году КИС, но оно, похоже, повисло в воздухе. По такому пути, перенимая европейский опыт, пошли москвичи, осуществляя подобную программу с 2015 года. За три года они построили для этих целей дополнительно 470 км подземных коммуникаций, что превышает протяженность Московской кольцевой автодороги более чем в четыре раза.

Отчего Смольный не берется воплотить эту схему, остается неясно. Как и другое: почему не получила поддержки инициатива «Ростелекома», предложившего демонтировать «воздушки» с центральных петербургских улиц своими силами (смысл предложения сводился к тому, чтобы перенести их в свою кабельную инфраструктуру, вернув затраты за счет ежемесячной аренды)? Может, этот подход неприемлем с точки зрения антимонопольного законодательства?

Увы, комментария от профильного комитета и на сей счет не последовало. Все просто, полагает Александр Карпов, директор центра экспертиз «ЭКОМ»: с первой попытки решить эту масштабную задачу, называя конкретные сроки, чиновникам не удалось, и они ударились в другую крайность: замолчали по поводу проекта вовсе.

Покушаться на все кабельные линии, у которых разные собственники, Смольный не может, не имея на то полномочий, а попытки урегулировать эти вопросы, опираясь на правила благоустройства, натолкнулись на возражения со стороны юристов, продолжает эксперт. И все же нужно двигаться дальше, считает Карпов: провести инвентаризацию кабельного хозяйства, подняв договоры, которые операторы связи заключали с собственниками недвижимости, чтобы увидеть, где и сколько неработающих, бесхозных проводов. А затем уж решать, кому и как оплачивать работы по их демонтажу.

Это начинание, касающееся эстетики городской среды, довольно затратное. Еще и поэтому, независимо от мотивации и слаженности усилий всех, кто в этом межведомственном проекте задействован, дело почти не идет, добавляет другой эксперт сотрудник Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы Анастасия Козлова. Хотя усилить его экономическую составляющую, используя мировой градостроительный опыт, городские власти могут, по мнению этого эксперта, и сегодня.

#благоустройство #город #провода

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (6443) от 13.03.2020 под заголовком «Идеи повисли в воздухе».


Комментарии