И под землей найдут

Метрополитен усиливает меры безопасности. Казалось бы, этому можно только радоваться. Однако хотелось бы знать, что делается и как – хотя бы в некоторых подробностях. Но предприятие подобные вопросы держит в строгой секретности. Насколько это оправданно?

И под землей найдут | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Прошу разъяснить причины появления на некоторых станциях метрополитена усиленного видеонаблюдения. Например, на «Удельной» на козырьке эскалаторного входа расположено шесть видеокамер, но на балюстрадах эскалаторов установили четыре новые башни с четырьмя видеокамерами на каждой. Аналогичные установки замечены мною на станции «Старая Деревня», – пишет наш читатель Дмитрий Первушин. – Не слишком ли это много? Как пассажир, я испытываю не чувство безопасности, а, напротив, основательный дискомфорт. Поскольку вижу, что предсказание классиков литературы становится повседневностью: городская среда превращается в сферу тотального контроля.

Петербуржец Первушин признает, что оборудование станций пунктами-досмотрами с рамками и металлоискателями – полезное мероприятие, и ничего против этого не имеет. Но предполагает, что новые видеокамеры не только снимают пассажира крупным планом, но и могут, или смогут в скором будущем, сканировать с его тела или из его паспорта биочипы...

Фантастику, пусть и близкую к научной, оставим для литературоведов, а вот вопросы, которые задал читатель, мы переадресовали в службу связей с общественностью ГУП «Петербургский метрополитен». В частности, что собой представляет концепция безопасности на метрополитене, где с ней можно ознакомиться? Не является ли избыточным такое множество видеокамер, на какие деньги они закупаются? Каковы результаты функционирования этой системы, сколько преступников задержаны и терактов предотвращено?

– Система безопасности существует для того, чтобы предотвращать или выявлять нарушения, но если раскрыть все ее секреты, то эффективность снизится, – пояснила руководитель службы связей с общественностью метрополитена Юлия Шавель. – В то же время мы не хотим особенно беспокоить пассажиров, их могут только попросить пройти через рамки или пропустить через них вещи. Для чего – понятно. И могу сказать, что на пунктах досмотра не раз обнаруживали незарегистрированное оружие, холодное оружие или баллончики с газовым распылителем, то есть предметы, запрещенные для провоза в метрополитене, – опять же в целях безопасности. Установка камер видеонаблюдения – федеральная программа, обязательная для всех метрополитенов страны. И реализуется она не на деньги метрополитена, то есть пассажиров, не за счет средств города, а за счет федерального бюджета.

Отдельный разговор – об установке дополнительных видеокамер на некоторых станциях, которые досконально подсчитал наш читатель. Действительно, правоохранительные органы в качестве эксперимента решили оборудовать эти станции «интеллектуальными системами» по распознаванию (по фотографиям) потерявшихся людей или разыскиваемых преступников.

– Но к содержанию этих программ, чьи портреты будут в них закачиваться, Петербургский метрополитен никакого отношения не имеет, это дело правоохранительных органов, – заявили в пресс-службе предприятия.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5380) от 20.01.2015.


Комментарии