И адмирала обезоружили

Бронзовый Иван Крузенштерн, стоящий на набережной Лейтенанта Шмидта, лишился кортика. Печальный список актов вандализма по отношению к петербургским памятникам пополнился новой страницей.

И адмирала обезоружили | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Пропажу обнаружили 3 августа, но не следует однозначно связывать ее с прошедшим днем ранее праздником ВДВ. Как сообщила нашей газете Екатерина Шишкина, начальник отдела памятников и мемориальных досок Музея городской скульптуры, кортик мог быть украден раньше. Во всяком случае 6 июля этого года, когда проводился плановый осмотр монумента, «холодное оружие» было на своем месте.

Крузенштерн – один из самых проблемных памятников, если говорить о внимании к нему вандалов. Известно, что бронзовый кортик уже пропадал: это произошло, например, в 1970-е годы, а отыскали его только в 1999-м. Еще через семь лет он снова исчез и был восстановлен... Полная оценка ущерба, нанесенного памятнику сейчас, еще не определена, но она превысит 100 тысяч рублей без учета стоимости строительства реставрационных лесов и самой работы по установке кортика.

Мы попросили Екатерину Шишкину напомнить о самых вопиющих случаях покушения на памятники за последние годы. Вандалов особенно интересует оружие. В 2013 году памятнику Фаддею Беллинсгаузену в Кронштадте вернули кортик, утраченный много лет назад. Он продержался неделю. В 2015 году с мемориальной доски адмиралу Джону Полу Джонсу, расположенной на высоте второго этажа дома # 12 по Гороховой улице, отодрали, иного слова не подберешь, одну из двух пушек.

Постоянным нападениям подвергается обелиск на месте казни декабристов на Кронверкском валу. Вандалам не дают покоя шпага и цепи: не успевают их восстановить, как они тут же повреждаются.

Отдельная история – настоящая война, которую в 2000-е годы вандалы объявили памятникам Ленину: Пушкин – Парголово – площадь у Финляндского вокзала... Памятник, стоявший в Пушкине, полностью уничтожен. Остальные два – отреставрированы. Обливание краской и надписи на других скульптурных изображениях вождя исчисляются десятками.

Еще одна печальная история – разрушение памятника «Первостроителям Санкт-Петербурга» рядом с Сампсониевским собором.

Снова приведены в аварийное состояние скульптуры грифонов (крылатые львы) на Банковском мостике, полностью отреставрированные в 2007 году. Люди, которые ищут любую щель, чтобы запихнуть туда монетки и записки, словно не понимают, что хрупкие скульптуры для этого не предназначены.

Серьезную угрозу для бронзовых монументов представляют попытки начистить до зеркального блеска детали, что нарушает патину, которая предохраняет цветной металл от коррозии. От «полировщиков» страдают конный монумент Петру I у Инженерного замка. Студенты уверены, что натирание носа Менделееву, стоящему неподалеку от Технологического института на Московском проспекте, поможет сдать экзамены. Защитный слой стерт на верблюде, который находится у бюста Пржевальского в Александровском саду. На бронзовый «корабль пустыни» то и дело залезают любители селфи.

Сотрудники Музея городской скульптуры до сих пор с ужасом вспоминают, как под напором желающих оседлать львов на Адмиралтейской набережной спина одного из них проломилась – львов пришлось демонтировать и лечить в реставрационных мастерских.

В этом году с плинтов, на которых стоят адмиралтейские львы, дважды удаляли надписи. От «творчества» граффитистов страдают сфинксы на набережной Малой Невки и на Египетском мосту через Фонтанку. На постаментах статуй переправы недавно обнаружили доморощенную рекламу интимных услуг.

У знаменитых клодтовских коней Аничкова моста другая болезнь – на их тумбах вандалы постоянно оставляют наклейки, которые очень трудно удалять.

Для справки приведем две цифры. На учете в Музее городской скульптуры находится почти 1200 монументов и мемориальных досок. В музейном отделе памятников и мемориальных досок работают четыре человека. Они успевают за год как минимум один раз осмотреть все объекты, в случае необходимости «назначить лечение». Но совершенно очевидно, что музейщики не в состоянии защитить все памятники от вандалов.

А кто в «культурной столице» может это сделать?


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил МИЛЬЧИК, заместитель председателя Совета
по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга:

– Вандализм – всемирная болезнь, поражающая людей вне зависимости от их благосостояния. Рецептов, как ее победить, пока не найдено. Вижу три способа борьбы с ней в нашем городе. Полиция должна больше внимания уделять объектам постоянных нападок вандалов, таких как памятник Ивану Крузенштерну. Просветительская работа должна начинаться как можно раньше, наверное, еще в детском саду, и вестись постоянно, причем в разнообразных формах. Наконец, новые памятники должны создаваться в антивандальном исполнении.

Авторам самопальных мемориальных досок необходимо предлагать альтернативы. Доска Владимиру Высоцкому на постаменте сфинкса у Академии художеств – очевидный вандализм. Но почему бы не установить ее на здании Новой сцены Мариинского театра с указанием, что на этом месте находился ДК Первой пятилетки, где Высоцкий часто выступал во время гастролей Театра на Таганке?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (5518) от 10.08.2015.


Комментарии