Hop on hop off по-питерски

Проект «Городские причалы» помог петербургским судоходным компаниям успешно заменить исчезнувшие из нашей жизни аквабусы, заявил на днях заместитель председателя комитета по транспорту Петербурга Алексей Львов. Что это за проект? И действительно ли он создал равноценную замену этому романтичному виду общественного транспорта?

Hop on hop off по-питерски | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

К прошлой навигации из пяти некогда действовавших маршрутов аквабуса оставался всего один – на Приморской линии. По ней бегали 12-местные кораблики-«рыжики», за проезд в которых пассажир платил в будни 180 рублей, а городская казна к ним еще приплачивала 438 руб. За каждого пассажира – каковых в 2015-м были перевезены около 60 тысяч. Тяжелая нагрузка на бюджет, непозволительная в нынешних условиях. При этом аквабусы ходили медленно и редко, двигаясь от Рыбацкого по левому берегу с остановками симметрично метро (у которого, понятное дело, эффективность выше, а стоимость проезда ниже). То есть аквабусы и прежде использовались людьми не столько как транспорт, сколько как более бюджетное по сравнению с экскурсионными прогулочное судно.

– Мы просчитывали возможное развитие маршрутов аквабуса, – сообщил Львов. – У комитета были предложения к перевозчику наряду с Приморской линией «подхватить» и правый берег с окончанием маршрута в районе Арсенальной набережной. Второй проект был связан с дальними пригородами – например Кронштадтом... Но все упирается в необходимость субсидирования из бюджета. Надо признать: аквабусы сейчас городу не по карману, поэтому было решено приостановить эту программу. Появятся деньги – возобновим.

К тому же, чтобы теплоходы стали общественным транспортом, они должны быть, во-первых, скоростными, во-вторых, более вместительными – хотя бы на 30 – 50 человек. А это вопрос нового флота, то есть опять-таки денег. Петербургские компании готовы его обсуждать, если будут государственные субсидии.

Достойной альтернативой аквабусу в Смольном считают проект «Городские причалы», помогающий судоходным компаниям организовать перевозки по регулярным водным маршрутам. Бизнесу предоставляются 15 оборудованных по всем правилам и стандартам мест для швартовки, находящихся в безвозмездном пользовании у оператора – Агентства внешнего транспорта (АВТ). Кого попало туда не пустят.

Главные требования к перевозчикам: регулярность, многоостановочность и движение по расписанию, минута в минуту. Регулярное движение предполагает хорошо известный за рубежом, но новый для России формат Hop on hop off (что можно перевести как «заскочить-выскочить»), превращающий обычные экскурсионные речные трамвайчики в некий экскурсионно-транспортный гибрид. На любой остановке во время путешествия можно сойти на берег, а потом, побродив по окрестностям и налюбовавшись достопримечательностями, сесть в следующий подошедший по расписанию теплоход. И так неограниченное число раз (билет действует 24 или 48 часов).

– При разработке концепции по дальнейшему развитию транспортных водных маршрутов мы пришли к выводу, что наибольшая потребность в них связана с осмотром достопримечательностей, то есть туристическими целями, – поясняет руководитель АВТ Александра Бахмутская.

Чтобы пришвартоваться к городскому причалу общего доступа, нужно лишь подать заявку в электронном виде и через Интернет оплатить услугу (400 рублей или, при «оборотах» свыше 1 тыс. причаливаний за навигацию, 320 рублей). Как сообщили в агентстве, в прошлую навигацию было зафиксировано 6 тысяч заявок на причаливания, в этом году их уже 9 тысяч.

На пяти регулярных городских водных маршрутах, полностью закрывающих водные артерии центральной части города, сейчас по такой системе работают около 15 судов.

Через городские причалы будут проходить три регулярных маршрута группы компаний «Астра Марин», в том числе выполняемые на теплоходе-кабриолете «Пальмира» с аудиогидом на 10 языках. Можно воспользоваться «комбобилетом» – и тогда водную поездку продолжит автобусный тур.

– Мы являемся инициаторами нового маршрута, работающего по международной системе Hop on hop off, на котором эксплуатируются современные транспортно-туристические суда вместимостью 100 человек, – говорит гендиректор ГК «Астра Марин» Андрей Кузнецов. – В дальнейшем хотим расширять географию, а к середине навигации будет разработан маршрут, соединяющий Петербург с пригородами (например, с Петергофом).

Вместимость судна в данном случае очень важна: если это транспортный маршрут, здесь всегда должны быть свободные места, подчеркивает Кузнецов.

– Ну вот скажите, как из центра города попасть к «Авроре»? Даже жители Петербурга не в состоянии выстроить для своих гостей удобную логистику по суше, значит, водный маршрут к ней можно считать транспортным, – доказывает он.

Кстати, как только легендарный крейсер откроют после реконструкции, компания обещает запустить по маршруту «Аврора» – Университетская набережная – ледокол «Красин» единственный сохранившийся у нас теплоход «Сенатор», которому нынче исполнится 60 лет. В ходе капремонта с тотальной заменой «внутренностей» исторический внешний облик речному трамвайчику-ветерану полностью сохранили.

Маршруты от «Нева Тревел Компани» также выполняются в партнерстве с «сухопутным» оператором и в комбинации с автобусной экскурсией, и тоже в формате Hop on hop off. С начала мая уже перевезли более 2,5 тыс. пассажиров.

Кроме того, эта компания запустила новый регулярный двухчасовой маршрут «Забытые острова» на теплоходах типа «Нева» вместимостью 140 – 180 человек. Суда идут по центральной части Невы, затем по Большой и Средней Невке к выходу в Финский залив мимо Петроградского, Каменного, Крестовского и Елагина островов.

А петербургский «Самсон» помимо музейно-прогулочных туров в формате Hop on hop off запускает нынче еще и регулярную переправу с правого берега Невы (от поселка им. Морозова) на Ореховый остров к крепости «Орешек», филиалу Музея истории Санкт-Петербурга. Прежде туда заходили только нелегальные частные катера.

Стоимость больших двухчасовых маршрутов – около 600 – 800 рублей, что практически равноценно часовым экскурсионным прогулкам по воде с одной посадкой и высадкой пассажиров (каковые, только по официальным данным, выполняют около 70 теплоходов), но вчетверо дороже, чем было на аквабусе.

Зато не требует субсидий, подчеркивают в Смольном.

Все суда, осуществляющие пассажирские перевозки, записаны за Речным регистром – федеральным ведомством, отвечающим за лицензирование этой деятельности и, соответственно, проводящим освидетельствование их безопасности. Все семь десятков теплоходов в 2012 – 2013 годах были дооборудованы в соответствии с требованием непотопляемости, оснащены ГЛОНАСС и АИС – автоматическими идентификационными системами. Во исполнение жестких требований транспортной безопасности и противодействия терроризму на них установили видеонаблюдение, провели дополнительное обучение экипажей, наладили взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, поисково-спасательной службой, МЧС, «силовиками»; их постоянно проверяют контролирующие органы...

– Проверяют, но далеко не всех, – огорошивает Андрей Кузнецов. – Под контролем не более трети судов, занятых в городских водных перевозках, ведь около 70% услуг на этом рынке – «контрафакт». Причем практически узаконенный.

Как пояснил предприниматель, по нормативам Минтранса, проверять суда можно только на федеральных путях, а наши внутренние реки и каналы стали своеобразными офшорными зонами, где деятельность ведется бесконтрольно. Здесь работают судовладельцы, имеющие свои причалы и не находящиеся в реестре речного бассейна. Но они также выходят и в федеральные воды.

– Из-за двойных стандартов «пираты» задушили всех – ведь им не нужно исполнять нормы и правила, которые для нас являются непреложными. И о какой безопасности в таких условиях можно говорить? – сетует Кузнецов.

Подтверждение словам предпринимателя можно увидеть во время ночной разводки переправ. Например, полюбоваться, как ближе к двум часам ночи к Прачечному мосту устремляются десятки судов, хотя им это запрещено. Впору вспомнить историю почти четырехлетней давности: как 1 августа 2012 года на Неве прогулочный катер с 15 пассажирами на борту столкнулся с сухогрузом «Киларви», отчего пассажирское суденышко моментально затонуло. Тогда пострадали 10 человек.

Судоходные компании Петербурга с нетерпением ждут принятия закона о внутренних водных путях федерального и регионального значения (он уже прошел первое чтение). Этот документ поможет ликвидировать офшорные зоны на каналах Петербурга, покончить с двойными стандартами на рынке и сделать прогулки по воде более упорядоченными и безопасными для пассажиров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5717) от 07.06.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...