Гвоздь каникул

Кто такие полярники и чем они занимаются? Ответ на этот и многие другие вопросы школьники могут узнать на улице Марата, 24. Для этого ребятам отсюда придется ни много ни мало добраться до «большого гвоздя» — так эскимосы давным-давно называли Северный полюс...

Гвоздь каникул | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Музее Арктики и Антарктики, который впервые принимает участие в этом фестивале, невиданный аншлаг. Гардеробщицы разводят руками перед длинной цепочкой людей: ни единого свободного крючка — ждите. Особенно много здесь самых маленьких и юрких посетителей. Они шумно бегают по всему первому этажу с синенькими маршрутными листами с заданиями игры и тряпичными сумками наперевес — собираются в далекую экспедицию.

Екатерина Шарикова, учительница немецкого языка из школы # 72 Калининского района, привела в музей половину своего 5-го «В». Первое же задание заставляет поломать голову. Возле витрины, где за стеклом стоит деревянный макет коча — парусного судна поморов, даже взрослые достают свои смартфоны и листают «Википедию» в поисках ответа.

— В чем уникальность этого корабля? — читает вслух задание девчушка в клетчатой рубашке. Действительно, почему суда западноевропейских мореплавателей гибли во льдах, а поморские кочи без труда бороздили «твердые моря»?

Молчат — задумались. Затарахтели наперебой:

— Может, льдины не могли раздавить двойную обшивку?

— Потому что вода горячая была между бортами и растапливала лед.

— Ребята, да тут все варианты подходят!

Оказалось, все дело в особенной конструкции: у кочей были специальные округлые обводы, которые при сжатии льдами выталкивали судно на поверхность льда.

— Сложно вообще, — признается Екатерина Шарикова. — Надо было сначала экскурсовода послушать...

Пока одни усердно думают, другие школьники быстро поставили галочки и уже спорят у другой остановки, где у лап чучела белого медведя стоит ящик с разноцветными припасами в дорогу. Нужно выбрать три продукта, которые спасут в походе от цинги.

— Нужны лук, лимон и апельсин, — считает мальчишка в сером джемпере.

— Давайте пончики возьмем! — кричат две девочки.

— Пончиков нам не надо! Берем картошку, — деловито командует чуть ли не самый активный участник «экспедиции», бабушка одной из пятиклассниц. — Ее можно почистить, порезать, и она будет долго в холоде храниться...

На других остановках ребята узнают, как одеваться в полярную экспедицию, как красная палатка спасла жизнь итальянцам, оказавшимся среди арктических льдов после крушения дирижабля «Италия», на каком корабле плавал Георгий Седов и множество других интересных вещей. А главное — каким трудом далось покорение Северного полюса. В этом ребятам на всем пути помогают волонтеры и начальник просветительского отдела музея Мария Каринина, которая выручает с особо сложным заданием.

— Кто охранял дрейфующую станцию? — Каринина указывает на картину под потолком, на которой четверо полярников радостно машут приплывшему их спасать ледоколу. — Вот начальник первой в мире дрейфующей станции Иван Папанин, рядом гидробиолог Петр Ширшов, а пятый член экипажа — собака по кличке Веселый. От кого она охраняла?

— От пингвинов.

— Ну что вы, ребята, пингвины в Антарктике обитают. А на Севере — белые медведи. Было несколько случаев, когда они по дрейфующим льдинам случайно забегали и на станцию. А собака всегда об этом предупреждала.

Над маршрутом сотрудники музея работали почти полгода. Самым трудным оказалось просто и интересно рассказать о сложном. За основу взяли карту Российской империи XVIII века, которая висит в историческом зале, а художник стилизованно перенес ее на маршрутный листок.

— Карта была выполнена на шелке в 1745 году — после Великой Северной экспедиции. Ее участники тогда описали все побережье Северного Ледовитого океана от Северной Двины до мыса Большой Баранов. Ни до, ни после Арктика не видела такого масштабного предприятия, — рассказывает мне заведующая экскурсионным сектором музея Ирина Южакова. — Эту ставшую главным итогом исследования карту еще в советское время нашел на чердаке Шереметевского дворца один из наших сотрудников.

Маршрут, правда, небольшой, так что до Арктики ребята из 5-го «В» добираются за каких-то полчаса. Их родители считают, что это и правильно: больше 20 — 30 минут дети в силу возраста не выдерживают.

— Ну и какие они, полярники? — спрашиваю ребят.

— Ответственные, талантливые, мужественные и любят приключения, — отвечает пятиклассница Настя Батайкина. — Игра очень увлекательная, я узнала и о том, что в путешествия с собой обязательно брали черный шоколад, и что такое дрейфующая станция, и о путешествии Серова... Ой, Седова!

— Для первого знакомства с музеем маршрут показался немного сложноватым без предварительной подготовки, — признается педагог Екатерина Шарикова. — У наших ребят ведь еще не было уроков географии. Но игровые задания очень оживили игру.

А в самом конце дети могли разрисовать свой собственный маленький флажок-триколор и, как настоящие первооткрыватели, воткнуть его в поролоновую «льдину». Вот два кривых кораблика, вот человечки-огуречки бегают по льдине с собакой, белый медведь почему-то с волчьим хвостом. А рядом гордо крупными разноцветными буквами: «Даня покорил Арктику!».

— Мы хотим подготовить свою собственную детскую программу. И пока смотрим, что детям больше интересно, на чем они дольше останавливают внимание. Это хорошая школа для нас, — считает руководитель экскурсионного сектора музея Ирина Южакова. — Надеемся, что потом, когда эти дети станут постарше, они снова придут сюда и начнут серьезно изучать историю Арктики.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (5335) от 07.11.2014.


Комментарии