Грифоны вернулись: завершена двухлетняя реставрация Банковского моста
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Крылатые львы на Банковском мосту - один из главных символов Петербурга. За реставрацией своих героев горожане следят особенно пристально. Так было с Ангелом на шпиле Петропавловской крепости в 1995 и 2003 годах, с корабликом на Адмиралтействе в 2013-м. Так было и сейчас.
Банковский мост, или «Цепной пешеходный мост о четырех Грифах на Екатерининском канале», был построен в 1825 - 1826 годах по проекту немецкого инженера-мостостроителя Вильгельма фон Треттера. Он стал одним из пяти подвесных мостов, созданных им в российской столице. Сохранились три - и все они пешеходные: Банковский, Львиный и Почтамтский.
Но исторические конструкции в первозданном виде сохранились только у Банковского моста. Его украшают четыре скульптуры крылатых львов (иногда их называют грифонами), которые расположены попарно на противоположных берегах и удерживают в зубах цепи, на которые «подвешен» мост. Скульптуры из чугуна высотой 2,85 метра и весом 1,6 тонны каждая были выполнены по эскизам Павла Соколова на Александровском чугунолитейном заводе. Крылья вычеканены из листовой меди и позолочены.
Состояние крылатых львов на Банковском мосту - давняя головная боль Музея городской скульптуры. Надписи аэрографами и острыми предметами, печально знаменитые записочки с желаниями, которые запихивали в любую щель конструкции (а каждый лев состоит из пяти частей), не улучшали самочувствие чугунных зверей. К этому добавлялось проседание грунта, которое вызывало подвижки скульптур. В условиях петербургского климата, когда за один зимний сезон температура воздуха может переходить через ноль до 250 раз, вода, попавшая в щели скульптур, действует губительно. В итоге специалисты признали состояние львов предаварийным и прописали им лечение в условиях реставрационного стационара.
Комплексная реставрация львов-грифонов была проведена на 20 млн рублей, подаренных Петербургу Сбербанком. Работы выполнили специалисты реставрационной мастерской «Наследие». Научно-проектная документация была согласована КГИОП.
Скульптуры впервые покинули свои законные места в январе 2017 года, четыре месяца заняло их обследование для выявления всех повреждений чугунных тел и позолоченных крыльев. В ходе расчисток выяснилось, что зеленоватый цвет скульптуры получили в послевоенные годы. На основании архивной иконографии было принято решение о возвращении к исторической более темной окраске под патинированную бронзу. Тогда же были собраны и переданы в Музей городской скульптуры как балансодержателя львов все записочки с «мудростями» типа «Хочу скорейше мужчину, который будет меня уважать, любить и содержать!!!». Возможно, со временем они войдут в музейную экспозицию...
Потом был год реставрации: достаточно сказать, что позолота крыльев - это восьмиступенчатый процесс, который производится в обеспыленном помещении. В ходе архивных изысканий был найден «фиксационный» документ 1831 года и уточнено, что у львов были позолочены не только крылья и детали фонарей, но и гребни на спинах.
Воссозданы первоначальные плафоны фонарей. Существовавшие много лет и запомнившиеся ленинградцам были изготовлены в 1952 году с отклонением от проекта Треттера. А вот медные оболочки их дуг и выколотные коронки в виде листа аканта сохранились подлинные, они отреставрированы. К фонарям подведена скрытая электропроводка, чтобы провода не портили вид архитектурного памятника. На тела львов нанесено антивандальное полиуретановое покрытие.
Реставрация крылатых львов стала хорошей возможностью капитально отремонтировать сам мост, предыдущий раз это было в 1976 году. Работы выполнялись начиная с сентября 2018 года на бюджетные средства - 36,2 млн рублей. Подрядчиком выступила компания «Пилон».
Пролетное строение весом 16,5 тонны, длиной 20 метров и шириной 3 метра потребовало замены части несущих конструкций и вантов. Установлено новое свайное основание моста, сооружены железобетонные ростверки. Перильные ограждения, цепи, чугунные рамы пьедесталов скульптур отреставрировали в мастерских. Все детали очищены, зашпаклеваны, загрунтованы и покрашены в серый цвет в соответствии с исторической иконографией. Позолочены 30 декоративных шариков на ограждениях моста.
Мост был смонтирован в апреле, крылатые львы «прилетели» на свое законное место немногим больше месяца назад. Оставшееся время реставраторы вели финишную доводку.
Александр Беглов, глава Смольного, выступая на открытии Банковского моста, поблагодарил реставраторов, строителей, монтажников, музейщиков. Грифоны почти 200 лет охраняют наш город. Им служить и дальше. Стоя на середине моста, Беглов загадал желание и напомнил старую петербургскую примету - все разумные финансовые желания, загаданные в этом месте, сбываются.
Виктор Вентимилла Алонсо, председатель Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк», назвал мост «самым банковским символом Петербурга». Своими крыльями он светится над каналом, принося людям радость.
На мой вопрос: «Как вам работа реставраторов?» - одна великовозрастная петербурженка просто подняла большой палец вверх. Рядом с мостом расположились юные художницы - студентки Герценовского университета. Они часто работают здесь на пленэре в излучине канала Грибоедова. Теперь сверкающие золотом крылья попадут в их этюды. С проплывающих катеров салютовали туристы. «Наш мост вернулся», - трогательно сообщила мне «по большому секрету» одна девушка-студентка.
«Что было самым трудным в реставрации?» - спрашивали гости открытия Сергея Макарова, председателя КГИОП, и Юрия Щедрова, директора «Наследия». Те признались, что сложнее всего было собрать вместе все детали моста и львов: при достаточно больших размерах там миллиметровые допуски. Щедров сказал о тщательном исследовании состояния чугуна, из которого отлиты конструкции и скульптура, оно проводилось впервые.
Макаров еще раз призвал горожан бережнее относиться к Банковскому мосту - тогда его красота сохранится на долгие годы. «Санкт-Петербургские ведомости» поинтересовались у Игоря Максимцева, ректора ГЭУ, может ли университет установить свои камеры наблюдения. «Это будет заданием для одного из наших стартапов», - ответил ректор.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком «Окрылили переправу».
Комментарии