Гранитная времянка
К острову Новая Голландия построят новую переправу через Крюков канал. Правда, по закону, наводить ее здесь нельзя. Но уже найдено изящное решение: мост хотят преподнести в документах как временный, с «временным гранитным убранством».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
На острове, как знают наши читатели, постепенно создается общественное пространство (официально - «общественно-деловой многофункциональный комплекс»). Оно впервые было открыто в 2011 - 2013 годах. После перерыва на противоаварийные работы остров вновь стал доступен для посещения в августе 2016-го.
На Новую Голландию уже есть две переправы - 1-й и 2-й мосты Круштейна. Оба переброшены через Адмиралтейский канал и до сих пор носят имя эстонского революционера Карла Круштейна, убитого на набережной этого канала в 1921 году. 1-й мост, что ближе к площади Труда, используется для технических нужд. Через второй на остров попадают посетители.
В 2014 году инвестор выбрал концепцию реконструкции Новой Голландии, разработанную голландской компанией West-8. Она предусматривала строительство через Крюков канал трех новых мостов. Две новые переправы должны были расположиться по сторонам от внутреннего канала Новой Голландии (Ново-Голландского канала). Еще один разместится ближе к Мойке.
При этом словно забыли, что ансамбль Новой Голландии охраняется как памятник архитектуры федерального значения. Набережные Крюкова канала также стоят под охраной - как региональные памятники. Кроме того, территория находится в охранной зоне центра города. В связи с чем строительство новых мостов в этом месте, по закону, не допускается. Тем не менее было найдено решение, как построить здесь мост, пока только один - южнее Ново-Адмиралтейского канала. Чтобы обойти запрет, переправу собираются документально оформить как временную.
Проект ее был разработан в 2017 году компанией «Институт градостроительного планирования и проектирования». Как отмечается в материалах историко-культурной экспертизы, будет построен однопролетный мост длиной около 20 метров. Для его сооружения придется частично разобрать набережную Крюкова канала, включая гранитную облицовку. На мосту предусматриваются «временное гранитное убранство», фонари-торшеры и металлическая ограда. То есть, судя по всему, переправу стилизуют под старинное окружение.
По-видимому, осуществлять проект моста будет не город, а частные структуры. В материалах экспертизы утверждается, что мост строится «на срок проведения работ на объекте культурного наследия с обязательным его демонтажем не позднее 2025 года». Предусмотрен даже раздел о демонтаже с восстановлением первоначального облика набережной. И все же велика вероятность, что мост захотят оставить и после этого срока. Ведь он ощутимо сократит путь от острова до ближайшей станции метро - «Театральной» (которую, к слову, собираются ввести в 2019 году).
Напомним, что похожий прием с «временной переправой» хотят применить при строительстве моста между Александровским парком и Артиллерийским музеем. Но там задумка еще хитрее: чтобы не возникало лишних вопросов, мост рассчитывают оформить как музейный экспонат.
Можно спорить о том, необходим ли существующий сегодня полный запрет на строительство новых мостов в охранных зонах. Но очевидно, что такие проекты не должны реализовываться кулуарно - облик будущих переправ должен обсуждаться с профессионалами, и с ним имеет право ознакомиться общественность.
Комментарии