Градсовет Петербурга обсудил эскизный проект строительства жилого комплекса на Шпалерной улице, 51

На первом в новом году заседании Градостроительного совета также рассмотрели эскиз памятника поэту Николаю Гумилеву на бульваре, идущем вдоль улицы Комсомола в Кронштадте. Большинство выступавших положительно оценили оба проекта, и они, скорее всего, будут одобрены после голосования — результаты станут известны позднее.

Градсовет Петербурга обсудил эскизный проект строительства жилого комплекса на Шпалерной улице, 51 | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Участок на Шпалерной улице, 51, хорошо знаком тем петербуржцам, которые следят за конфликтными ситуациями, возникающими при застройке в историческом центре. На этой территории находятся две одноэтажные постройки XIX века — конюшня, выходящая на Кавалергардскую улицу, и учебная кузница, выходящая на Ставропольскую улицу. Это все, что сохранилось от Главных артиллерийских (Аракчеевских) казарм, располагавшихся по обеим сторонам от Шпалерной улицы. Большая часть казарм была снесена начиная с 1930‑х годов. Офисное здание под № 51 на красной линии Шпалерной улицы было построено в 1970‑х годах. За ним около одного гектара территории, которую девелоперы пытаются застроить почти двадцать лет.

Нынешний эскизный проект разработал архитектор Никита Явейн, представивший его градсовету. Речь идет о строительстве пяти восьмиэтажных точечных зданий высотой 28 метров каждое, расставленных в шахматном порядке. Под ними разместится двухэтажный подземный паркинг. Общая площадь 152 квартир — 15 тысяч кв. метров. Еще почти 2 тысячи «квадратов» займут офисы или другие коммерческие помещения. Исторические здания, которые войдут в жилой комплекс, будут сохранены и приспособлены: конюшня — под музейно-выставочный центр с показом истории этой местности, где квартировали конные полки русской армии, кузница — под детское дошкольное учреждение.

По словам Явейна, он постарался так расположить дома, чтобы они минимально вторгались в существующие городские панорамы и в то же время максимально отступали от окружающей жилой и нежилой застройки. Поэтому выбрано решение с пятью домами, не создающее эффект сплошной стены.

Что касается архитектурного облика домов, то он продиктован контекстом, сложившимся в советское время. Вокруг — конструктивизм, сталинский ампир и ленинградский модернизм. Предложены строгие здания, с плоскими уступами, их предлагается отделать натуральным камнем.

В ходе обсуждения несколько членов градсовета выступили против постройки двух домов на расстоянии всего 2,5 метра от конюшни. «Но тогда придется приблизиться к зданиям соседей», — парировал Явейн. Другие эксперты посоветовали автору проекта для оживления облика домов поработать над удлинением некоторых окон (сейчас они почти квадратные), а также по‑разному обработать каменные фасады, что пойдет на пользу облику зданий.

Проект памятника Николаю Гумилеву разработала скульптор Екатерина Пильникова. В 2021 году она победила в конкурсе на памятник поэту. По словам автора, предложено простое строгое решение — «римский» бюст из патинированной бронзы высотой 90 см устанавливается на гладкий, прямоугольный в сечении постамент высотой 2 мет­ра. «Чтобы человек среднего роста не мог натереть нос Гумилеву», — пошутила Пильникова. А если серьезно, то эскизный проект подробно обсуждался на рабочей группе градсовета по монументальному искусству. Коллеги посоветовали Пильниковой перенести памятник в глубь бульвара от Советской улицы, поместив на газоне, а не на центральной пешеходной дорожке, упростить вид постамента, увеличив его высоту. Тогда памятник гармонично впишется в существующий кронштадтский ландшафт.

Ни одной претензии к бюсту не было. Традиционно для «скульп­турных» вопросов градсовета обсуждалась надпись. Пильникова настаивала на самом коротком варианте: «Николай Гумилев». Кажется, убедила.


#Градсовет #проекты #заседание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 24 (7600) от 09.02.2024 под заголовком «На Шпалерной шахматный порядок».


Комментарии