Готовь пассажира зимой

Поздней осенью петербуржцы редко выезжают на дачи, поэтому до весны забывают о транспортных проблемах. Однако десятки тысяч жителей Ленинградской области пользуются электричками почти ежедневно. От того, насколько четко будет работать сеть пригородного железнодорожного сообщения, зависит возможность обитателей пригородов работать и учиться в Петербурге. В этом году железнодорожникам удалось найти общий язык с областными и городскими властями, поэтому сбоев в движении не было. Теперь главный вопрос – чего ждать пассажирам в 2016-м?

Готовь пассажира зимой  | ФОТО Alexander-Kuguch/shutterstock.com

ФОТО Alexander-Kuguch/shutterstock.com

На этот вопрос пытались ответить и парламентарии. В Государственной думе РФ прошли слушания «Состояние и перспективы развития дальних и пригородных пассажирских железнодорожных перевозок. Законодательное обеспечение».

С одной стороны, картина выглядит оптимистичной. В будущем году ОАО «РЖД» купит 232 вагона электропоездов: 150 из них – в составе «Ласточек», собранных на заводе «Уральские локомотивы», и 82 вагона пополнят парк электропоездов производства Демиховского машиностроительного завода. Железнодорожники выделят на закупку моторвагонного подвижного состава около 15 млрд рублей.

Государство не отказывается от помощи пассажирскому сообщению на стальных магистралях. В этом, собственно, ничего нового нет: поезда дальнего следования и электрички (в том числе городские) субсидируются властями всех развитых стран. Особенно это касается Франции, Германии и других стран Западной Европы.

Россия, имеющая солидный багаж развития пассажирских линий на железной дороге (чего стоит самый длинный в мире маршрут Москва – Владивосток), не должна устраняться от поддержки этого вида транспорта. Она и не устраняется: согласно проекту федерального бюджета на 2016 год, железнодорожники получат на субсидирование пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщении около 39 миллиардов рублей. Эти средства в числе прочего будут перераспределены с проектов по реконструкции БАМа и Транссиба.

«Благодаря своевременным действиям федеральных и региональных властей в 2015 году ОАО «РЖД» впервые приблизилось к практически безубыточному финансовому результату работы пригородного комплекса, – сказал депутатам президент компании Олег Белозеров. – Пригородные пассажирские компании получили возможность долгосрочного планирования своей работы и вместе с ОАО «РЖД» готовы выполнить все контракты по обеспечению пригородных перевозок».

Чтобы никто из пассажиров не ощутил проблем, возникающих между железнодорожниками и субъектами Федерации, все договоры с регионами должны быть заключены до 20 декабря, заявил глава ОАО «РЖД».

С другой стороны, ключевая проблема финансирования пригородного сообщения никуда не делась. А именно – необходимость участия в нем регионов.

Несмотря на значительное увеличение финансовой поддержки «пригорода» со стороны федерального центра, выпадающие доходы железнодорожников за 2015 год составят около 12,5 млрд руб., сообщил заместитель министра транспорта Алексей Цыденев.

Причина неисполнения своих обязанностей регионами понятна: у них недостаточно казны для решения всех вопросов, переданных на их уровень. Надо увеличивать зарплаты бюджетников, строить и содержать дороги, расселять ветхое жилье... При этом доходная часть бюджета той же Псковской области, практически лишенной пассажирского железнодорожного сообщения с Петербургом, сопоставима с казной одного отдельно взятого (и далеко не самого крупного) района северной столицы. Кроме того, долг за пассажирские перевозки есть и у федерального бюджета – 27 млрд руб. Он будет гаситься в рассрочку.

Участники парламентских слушаний отметили, что сейчас в рамках бюджетного процесса необходимо принять решения, помогающие создать равные условия для работы всех перевозчиков пассажиров как в пригородном, так и в дальнем сообщении. И, конечно, учесть специфику регионов, для многих из которых альтернативы электричкам просто нет. Если точнее, то пригородные поезда для глубинки – удовольствие дорогое, но без него небольшие и удаленные субъекты Федерации погрузятся в XIX век.

Возможный вариант – финансировать обязательный минимум перевозок в небогатых регионах из того же федерального бюджета. Для него это – небольшие средства, но такое вложение снимет социальную напряженность, которая может возникнуть из-за транспортных проблем.

Не так давно государство пошло навстречу пассажирам, введя нулевую ставку НДС на перевозки в пригородном сообщении. По мнению участников парламентских слушаний, в дальнем сообщении необходимо также снизить ставку НДС с 18% до 10% по аналогии с авиационным транспортом. Это позволит сохранить транспортную мобильность населения на уровне 2015 года, сократить потребность в субсидиях из федерального бюджета на 6 млрд рублей и обеспечить безубыточность деятельности Федеральной пассажирской компании (ФПК).

Подсчитано, что снижение НДС в дальнем пассажирском сообщении позволит закупить 186 вагонов отечественного производства, в том числе – 74 двухэтажных, что обойдется в 10 млрд рублей. Эту идею поддерживает и Министерство транспорта РФ.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5587) от 16.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.