Готовь пассажира зимой

Поздней осенью петербуржцы редко выезжают на дачи, поэтому до весны забывают о транспортных проблемах. Однако десятки тысяч жителей Ленинградской области пользуются электричками почти ежедневно. От того, насколько четко будет работать сеть пригородного железнодорожного сообщения, зависит возможность обитателей пригородов работать и учиться в Петербурге. В этом году железнодорожникам удалось найти общий язык с областными и городскими властями, поэтому сбоев в движении не было. Теперь главный вопрос – чего ждать пассажирам в 2016-м?

Готовь пассажира зимой  | ФОТО Alexander-Kuguch/shutterstock.com

ФОТО Alexander-Kuguch/shutterstock.com

На этот вопрос пытались ответить и парламентарии. В Государственной думе РФ прошли слушания «Состояние и перспективы развития дальних и пригородных пассажирских железнодорожных перевозок. Законодательное обеспечение».

С одной стороны, картина выглядит оптимистичной. В будущем году ОАО «РЖД» купит 232 вагона электропоездов: 150 из них – в составе «Ласточек», собранных на заводе «Уральские локомотивы», и 82 вагона пополнят парк электропоездов производства Демиховского машиностроительного завода. Железнодорожники выделят на закупку моторвагонного подвижного состава около 15 млрд рублей.

Государство не отказывается от помощи пассажирскому сообщению на стальных магистралях. В этом, собственно, ничего нового нет: поезда дальнего следования и электрички (в том числе городские) субсидируются властями всех развитых стран. Особенно это касается Франции, Германии и других стран Западной Европы.

Россия, имеющая солидный багаж развития пассажирских линий на железной дороге (чего стоит самый длинный в мире маршрут Москва – Владивосток), не должна устраняться от поддержки этого вида транспорта. Она и не устраняется: согласно проекту федерального бюджета на 2016 год, железнодорожники получат на субсидирование пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщении около 39 миллиардов рублей. Эти средства в числе прочего будут перераспределены с проектов по реконструкции БАМа и Транссиба.

«Благодаря своевременным действиям федеральных и региональных властей в 2015 году ОАО «РЖД» впервые приблизилось к практически безубыточному финансовому результату работы пригородного комплекса, – сказал депутатам президент компании Олег Белозеров. – Пригородные пассажирские компании получили возможность долгосрочного планирования своей работы и вместе с ОАО «РЖД» готовы выполнить все контракты по обеспечению пригородных перевозок».

Чтобы никто из пассажиров не ощутил проблем, возникающих между железнодорожниками и субъектами Федерации, все договоры с регионами должны быть заключены до 20 декабря, заявил глава ОАО «РЖД».

С другой стороны, ключевая проблема финансирования пригородного сообщения никуда не делась. А именно – необходимость участия в нем регионов.

Несмотря на значительное увеличение финансовой поддержки «пригорода» со стороны федерального центра, выпадающие доходы железнодорожников за 2015 год составят около 12,5 млрд руб., сообщил заместитель министра транспорта Алексей Цыденев.

Причина неисполнения своих обязанностей регионами понятна: у них недостаточно казны для решения всех вопросов, переданных на их уровень. Надо увеличивать зарплаты бюджетников, строить и содержать дороги, расселять ветхое жилье... При этом доходная часть бюджета той же Псковской области, практически лишенной пассажирского железнодорожного сообщения с Петербургом, сопоставима с казной одного отдельно взятого (и далеко не самого крупного) района северной столицы. Кроме того, долг за пассажирские перевозки есть и у федерального бюджета – 27 млрд руб. Он будет гаситься в рассрочку.

Участники парламентских слушаний отметили, что сейчас в рамках бюджетного процесса необходимо принять решения, помогающие создать равные условия для работы всех перевозчиков пассажиров как в пригородном, так и в дальнем сообщении. И, конечно, учесть специфику регионов, для многих из которых альтернативы электричкам просто нет. Если точнее, то пригородные поезда для глубинки – удовольствие дорогое, но без него небольшие и удаленные субъекты Федерации погрузятся в XIX век.

Возможный вариант – финансировать обязательный минимум перевозок в небогатых регионах из того же федерального бюджета. Для него это – небольшие средства, но такое вложение снимет социальную напряженность, которая может возникнуть из-за транспортных проблем.

Не так давно государство пошло навстречу пассажирам, введя нулевую ставку НДС на перевозки в пригородном сообщении. По мнению участников парламентских слушаний, в дальнем сообщении необходимо также снизить ставку НДС с 18% до 10% по аналогии с авиационным транспортом. Это позволит сохранить транспортную мобильность населения на уровне 2015 года, сократить потребность в субсидиях из федерального бюджета на 6 млрд рублей и обеспечить безубыточность деятельности Федеральной пассажирской компании (ФПК).

Подсчитано, что снижение НДС в дальнем пассажирском сообщении позволит закупить 186 вагонов отечественного производства, в том числе – 74 двухэтажных, что обойдется в 10 млрд рублей. Эту идею поддерживает и Министерство транспорта РФ.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5587) от 16.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается
21 Января 2019

Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия
15 Января 2019

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия

Гости Северной столицы не стремятся обращаться в турфирмы и экскурсионные бюро.

Ржевка. История забытого края
20 Декабря 2018

Ржевка. История забытого края

Район знал и лучшие времена. Местные жители считают это место самым неблагоустроенным в городе. Здесь есть свои природные красоты, но на содержание их не хватает денег.

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро
17 Декабря 2018

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями
14 Декабря 2018

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»
06 Сентября 2018

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»

В ходе археологических работ на южном валу найден один из самых загадочных объектов Замкового острова.