Готовь пассажира зимой

Поздней осенью петербуржцы редко выезжают на дачи, поэтому до весны забывают о транспортных проблемах. Однако десятки тысяч жителей Ленинградской области пользуются электричками почти ежедневно. От того, насколько четко будет работать сеть пригородного железнодорожного сообщения, зависит возможность обитателей пригородов работать и учиться в Петербурге. В этом году железнодорожникам удалось найти общий язык с областными и городскими властями, поэтому сбоев в движении не было. Теперь главный вопрос – чего ждать пассажирам в 2016-м?

Готовь пассажира зимой  | ФОТО Alexander-Kuguch/shutterstock.com

ФОТО Alexander-Kuguch/shutterstock.com

На этот вопрос пытались ответить и парламентарии. В Государственной думе РФ прошли слушания «Состояние и перспективы развития дальних и пригородных пассажирских железнодорожных перевозок. Законодательное обеспечение».

С одной стороны, картина выглядит оптимистичной. В будущем году ОАО «РЖД» купит 232 вагона электропоездов: 150 из них – в составе «Ласточек», собранных на заводе «Уральские локомотивы», и 82 вагона пополнят парк электропоездов производства Демиховского машиностроительного завода. Железнодорожники выделят на закупку моторвагонного подвижного состава около 15 млрд рублей.

Государство не отказывается от помощи пассажирскому сообщению на стальных магистралях. В этом, собственно, ничего нового нет: поезда дальнего следования и электрички (в том числе городские) субсидируются властями всех развитых стран. Особенно это касается Франции, Германии и других стран Западной Европы.

Россия, имеющая солидный багаж развития пассажирских линий на железной дороге (чего стоит самый длинный в мире маршрут Москва – Владивосток), не должна устраняться от поддержки этого вида транспорта. Она и не устраняется: согласно проекту федерального бюджета на 2016 год, железнодорожники получат на субсидирование пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщении около 39 миллиардов рублей. Эти средства в числе прочего будут перераспределены с проектов по реконструкции БАМа и Транссиба.

«Благодаря своевременным действиям федеральных и региональных властей в 2015 году ОАО «РЖД» впервые приблизилось к практически безубыточному финансовому результату работы пригородного комплекса, – сказал депутатам президент компании Олег Белозеров. – Пригородные пассажирские компании получили возможность долгосрочного планирования своей работы и вместе с ОАО «РЖД» готовы выполнить все контракты по обеспечению пригородных перевозок».

Чтобы никто из пассажиров не ощутил проблем, возникающих между железнодорожниками и субъектами Федерации, все договоры с регионами должны быть заключены до 20 декабря, заявил глава ОАО «РЖД».

С другой стороны, ключевая проблема финансирования пригородного сообщения никуда не делась. А именно – необходимость участия в нем регионов.

Несмотря на значительное увеличение финансовой поддержки «пригорода» со стороны федерального центра, выпадающие доходы железнодорожников за 2015 год составят около 12,5 млрд руб., сообщил заместитель министра транспорта Алексей Цыденев.

Причина неисполнения своих обязанностей регионами понятна: у них недостаточно казны для решения всех вопросов, переданных на их уровень. Надо увеличивать зарплаты бюджетников, строить и содержать дороги, расселять ветхое жилье... При этом доходная часть бюджета той же Псковской области, практически лишенной пассажирского железнодорожного сообщения с Петербургом, сопоставима с казной одного отдельно взятого (и далеко не самого крупного) района северной столицы. Кроме того, долг за пассажирские перевозки есть и у федерального бюджета – 27 млрд руб. Он будет гаситься в рассрочку.

Участники парламентских слушаний отметили, что сейчас в рамках бюджетного процесса необходимо принять решения, помогающие создать равные условия для работы всех перевозчиков пассажиров как в пригородном, так и в дальнем сообщении. И, конечно, учесть специфику регионов, для многих из которых альтернативы электричкам просто нет. Если точнее, то пригородные поезда для глубинки – удовольствие дорогое, но без него небольшие и удаленные субъекты Федерации погрузятся в XIX век.

Возможный вариант – финансировать обязательный минимум перевозок в небогатых регионах из того же федерального бюджета. Для него это – небольшие средства, но такое вложение снимет социальную напряженность, которая может возникнуть из-за транспортных проблем.

Не так давно государство пошло навстречу пассажирам, введя нулевую ставку НДС на перевозки в пригородном сообщении. По мнению участников парламентских слушаний, в дальнем сообщении необходимо также снизить ставку НДС с 18% до 10% по аналогии с авиационным транспортом. Это позволит сохранить транспортную мобильность населения на уровне 2015 года, сократить потребность в субсидиях из федерального бюджета на 6 млрд рублей и обеспечить безубыточность деятельности Федеральной пассажирской компании (ФПК).

Подсчитано, что снижение НДС в дальнем пассажирском сообщении позволит закупить 186 вагонов отечественного производства, в том числе – 74 двухэтажных, что обойдется в 10 млрд рублей. Эту идею поддерживает и Министерство транспорта РФ.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5587) от 16.11.2015.


Комментарии