Гости, берегите кошельки!

Вместе с ростом потока туристов в Петербурге стало больше и карманных краж. «Обещать, что в ближайшее время мы решим эту проблему, не могу, - честно признался на недавней встрече с представителями туристического сообщества города начальник специализированного подразделения регионального главка МВД полковник полиции Максим Вайсберг. - Скорее всего, с ростом числа туристов будет увеличиваться и количество краж».

Гости, берегите кошельки! | Иллюстрация Cranach/shutterstock.com

Иллюстрация Cranach/shutterstock.com

Недавно вместе со знакомым гидом-переводчиком я оказался в Эрмитаже. А поскольку тот был при исполнении, я присоединился к ведомой им группе итальянцев. Ходим, смотрим, слушаем... Вдруг приятель дергает меня за рукав и шепотом говорит: «А хочешь посмотреть на карманника?». И незаметно указывает глазами на средних лет мужчину, который стоит чуть в стороне. Худощавый. Невысокого роста. Прилично одетый и гладко выбритый... Больше всего почему-то запомнился его цепкий, будто стелющийся понизу взгляд: создалось такое ощущение, что он рентгеном пронизывает всех насквозь...

«Что, правда, карманник?» - спрашиваю у приятеля. Он вместо ответа предупреждает гостей из-за рубежа на их языке о том, чтобы они берегли карманы и были внимательнее. Те, оглядываясь по сторонам, ищут потенциальный предмет опасности. А тот, поняв, что «явка провалена», тут же уходит в другой зал, стараясь оценить возможность «работы» с другой группой.

«Некоторых мы знаем в лицо, поэтому заранее предупреждаем туристов, - делится гид. - Только разве за всеми углядишь? Летом и у меня был случай, когда туриста обнесли больше, чем на тысячу долларов».

Максим Вайсберг, профессионал высочайшего класса, подтверждает: среди питерских музеев особенно «засорен» карманниками Эрмитаж, в очередях и залах которого как раз и орудуют «специалисты», крадущие у посетителей кошельки, кредитки и даже объективы от фотоаппаратов. «Кто видел очереди, которые были в этот музей прошедшим летом, должен понимать: это почти идеальное место для совершения подобных преступлений», - говорит он.

По словам Вайсберга, за период с 1 мая по 30 сентября 2016 года раскрыто 27 преступлений такого рода в отношении иностранных граждан. В июне под аркой Главного штаба была задержана целая группа преступников, специализировавшихся на карманных кражах у иностранцев. В июле у Спаса-на-Крови попался известный в лицо гидам-переводчикам карманник. В августе - его «коллега» в Петродворце. Но... «Обострению проблемы способствует гуманизация российского законодательства, благодаря которой даже осужденные за преступления в виде краж граждане выходят на свободу уже через год, - считает полицейский. - Чаще всего они снова начинают заниматься этим промыслом. Если вообще их удается посадить».

По признанию полковника, поймать карманников за руку крайне сложно. Ведь нередко они «работают» в составе преступной группы, а сотрудников специализированного подразделения знают как облупленных, в лицо. «В реальности мы с ними играем в своеобразные кошки-мышки, - говорит Максим Вайсберг. - Кто первый увидит - тот и выиграл».

А что же охрана музеев? По словам Вайсберга, как со службой безопасности Эрмитажа, так и с аналогичными структурами других крупных музеев у его подразделения налажен тесный контакт. Однако проблема состоит в том, что полномочия по задержанию преступников у охранников ограничены. А за то время, как от них полицейским поступит информация, карманник успевает улизнуть вместе с добычей...

Крадут все, что можно продать. Кошельки с деньгами и кредитными картами. Часы и телефоны. Планшеты и ноутбуки. Фотоаппараты и объективы. Орудуют практически по всему историческому центру города, включая места большого скопления туристов. В Петропавловской крепости и вблизи Исаакиевского собора, у Спаса-на-Крови и Смольного собора. В вагонах поездов некоторых проходящих через центр маршрутов метро. И даже в троллейбусах, следующих по Невскому. Что касается портрета типичного карманника, то чаще всего это мужчина средних лет, нередко ранее судимый и наркоман.

Впрочем, и сгущать краски тоже не стоит: лет 15 назад сотрудники «карманного» отдела выезжали на места преступлений по 30 - 40 раз в сутки, а сейчас такие случаи стали реже. Правда, это объясняется не только снижением количества краж, но и нежеланием части потерпевших обращаться в полицию.

«К сожалению, подчас мы сталкиваемся с проблемой перевода их показаний, - рассказывает Максим Вайсберг. - Особенно если это касается гостей, не владеющих каким-то распространенным иностранным языком. А ведь время в этом случае подчас решает все».

По его словам, отделу здесь помогает сотрудничество с Ассоциацией содействия российско-китайскому туризму: китайцев сейчас в городе больше всего, а оперативная реакция переводчиков помогает быстрее и качественнее получать информацию. «Если и с другими организаторами туризма сотрудничество было бы таким же активным, это позволило бы нам работать качественнее», - считает полковник.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5855) от 20.12.2016.


Комментарии