Горожан потянуло к воде. В Петербурге подвели итоги навигации-2021

Жаркое лето и ряд других причин способствовали тому, что минувший сезон на внутренних водных путях Петербурга был гораздо успешнее предыдущего: по предварительным оценкам, всего в городе обслужены около 2 млн пассажиров. Причем значительная часть из них оказались петербуржцами, которые активно пользовались всеми водными маршрутами.

Горожан потянуло к воде. В Петербурге подвели итоги навигации-2021 | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Завершившаяся 8 ноября навигация по рекам и каналам Петербурга стала одной из самых продолжительных: в этом году она стартовала 15 апреля, тогда как в 2020-м фактически началась лишь в конце июня. Результаты соответствующие: превысить объемы перевозок 2019-го, когда пассажиропоток составил более 2,7 млн человек, конечно, не удалось, но прошлогодний показатель (менее 1,5 млн человек) превзошли значительно.

Рост зафиксирован по всем статьям. Если в прошлом году услугами скоростных судов воспользовались всего 312 тыс. петербуржцев и гостей города (36% от числа тех, кого удалось перевезти в 2019-м), нынче только в Петергоф и Кронштадт малый флот перевез около 700 тыс. человек. Речные круизы тоже показали существенную прибавку, поскольку в 2020-м в город было осуществлено 146 заходов судов с чуть более чем 22 тыс. пассажиров (в 2019-м – почти полтысячи и около 100 тыс. человек), а в нынешнюю навигацию прибыло 345 судов с 59,5 тыс. круизеров на борту. Да и инфраструктурно сработали куда лучше, так как в навигацию 2021 года в Петербурге в полной мере были задействованы 19 городских причалов (на 6 единиц больше, чем в 2020-м). И если в прошлом году за сезон к этим причалам было осуществлено 12,6 тыс. швартовок, то нынче – более 30 тыс.

Навигация этого года оказалась более богатой и на маршруты, которые были предложены горожанам и гостям Петербурга. Всего в профильной государственной информационной системе были размещены сведения о 61 экскурсионно-прогулочном маршруте водного транспорта. А новичком стал запущенный 7 августа пилотный кольцевой «Невский маршрут», который проработал до 19 сентября.

Большим спросом пользовался и возобновленный после девятилетнего перерыва маршрут из Петербурга в Кронштадт на «Метеоре»: по данным обслуживавшей его компании, в парк «Остров фортов» за четыре месяца были доставлены более 23 тыс. пассажиров. И, по словам главы проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксении Шойгу, маршрут будут развивать и далее, стараясь сохранить цены на нем максимально доступными для пассажиров. Новинкой сезона стала и возможность прокатиться вокруг пяти фортов Кронштадта на двухпалубных теплоходах класса «Москва»: участниками этой водной экскурсии стали свыше 15 тыс. человек.

Успешные итоги сезона на внутренних водных путях специалисты связывают сразу с несколькими причинами. «Да, в этом году в отличие от прошлого навигация прошла удачно, – считает хозяин катера Владимир Быстров. – Во-первых, повезло с погодой: большую часть лета она была жаркой и без дождей. Во-вторых, многие петербуржцы из-за дороговизны не уехали на курорты и сами активно пользовались возможностью совершить прогулки по воде. А в-третьих, в городе было полно москвичей, для которых разнообразные водные экскурсии в диковинку».

И по мнению руководителя Ассоциации владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга Александра Камелина, в этом году потери от отсутствия в Северной столице туристов из-за кордона хотя бы отчасти удалось компенсировать активностью самих петербуржцев и приездом внутренних туристов.

Как считают в группе компаний «Астра Марин», рост интереса к водным прогулкам и экскурсиям среди местных жителей и гостей из других регионов России обусловил то, что в эту навигацию удалось приблизиться к допандемийным показателям. А вот структура потока пассажиров претерпела значительные изменения. Так, если два года назад доля иностранцев составляла не менее 25%, то в эту навигацию она упала до 3%. Зато петербуржцы, в 2019-м покупавшие только каждый десятый билет на водный тур, нынче приобрели 27% поездок. А объем покупок гостей из Москвы и других регионов России достиг 70% от всех экскурсий.

«Особый интерес к водным прогулкам отмечен среди петербуржцев, – говорит генеральный директор ГК «Астра Марин» Андрей Кузнецов. – Местные жители не просто хотели прокатиться по рекам и каналам, а выбирали разные экскурсии и активно приобретали билеты на вечерние программы теплоходов-ресторанов. На смену спонтанным решениям пришло желание полноценно отдыхать на реках и каналах».

По оценке главы «Нева Тревел компани» Юрия Набатова (по данным kаrtoteka.ru, численность персонала предприятия составляет 96 человек), сезон действительно был неплохим. «Пассажиров было много, – отмечает он. – Если в 2019 году мы перевезли около 850 тыс. чел., то в 2021-м с учетом открытия новых маршрутов примерно 750 тыс. человек». Примерно таковы же и успехи других судоходных компаний, входящих в состав Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга («Аква-экскурс», «Смольнинское пароходство» и т. д.).

Что выбирают пассажиры? Кроме стабильно высоко востребованных рейсов скоростных судов в Кронштадт и Петергоф наибольшей популярностью у водных туристов пользуются экскурсии к северным островам дельты Невы с выходом в акваторию Финского залива и к «Лахта-центру». Ночные круизы под разводными мостами. Туры «Парадный Петербург» по Неве и «Имперский Петербург» по Мойке и Фонтанке с выходом в Неву. А также некоторые другие, включая и проходящие по системе hop-on hop-off, благодаря которой гость может выйти в любой точке маршрута, а затем снова «оседлать» его в нужное ему время. При этом эксперты отмечают, что очень быстро, как и в прошлом году, растет доля путешествий, которые гости бронируют онлайн. Приблизительные оценки показывают, что объем интернет-продаж туров на водные маршруты по сравнению с 2019 годом в 2021-м вырос примерно в 2 – 2,5 раза.

В результате на зимовку речники Петербурга уходят в гораздо лучшем настроении, чем год назад. Однако как ситуация будет выглядеть в следующем году, никто сказать не может – сейчас она слишком зависима не только от капризов погоды, но и от того, насколько удастся справиться с коронавирусной инфекцией.

#навигация #реки и каналы #водоемы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7051) от 16.11.2021 под заголовком «Горожан потянуло к воде».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.