Горожан потянуло к воде. В Петербурге подвели итоги навигации-2021

Жаркое лето и ряд других причин способствовали тому, что минувший сезон на внутренних водных путях Петербурга был гораздо успешнее предыдущего: по предварительным оценкам, всего в городе обслужены около 2 млн пассажиров. Причем значительная часть из них оказались петербуржцами, которые активно пользовались всеми водными маршрутами.

Горожан потянуло к воде. В Петербурге подвели итоги навигации-2021 | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Завершившаяся 8 ноября навигация по рекам и каналам Петербурга стала одной из самых продолжительных: в этом году она стартовала 15 апреля, тогда как в 2020-м фактически началась лишь в конце июня. Результаты соответствующие: превысить объемы перевозок 2019-го, когда пассажиропоток составил более 2,7 млн человек, конечно, не удалось, но прошлогодний показатель (менее 1,5 млн человек) превзошли значительно.

Рост зафиксирован по всем статьям. Если в прошлом году услугами скоростных судов воспользовались всего 312 тыс. петербуржцев и гостей города (36% от числа тех, кого удалось перевезти в 2019-м), нынче только в Петергоф и Кронштадт малый флот перевез около 700 тыс. человек. Речные круизы тоже показали существенную прибавку, поскольку в 2020-м в город было осуществлено 146 заходов судов с чуть более чем 22 тыс. пассажиров (в 2019-м – почти полтысячи и около 100 тыс. человек), а в нынешнюю навигацию прибыло 345 судов с 59,5 тыс. круизеров на борту. Да и инфраструктурно сработали куда лучше, так как в навигацию 2021 года в Петербурге в полной мере были задействованы 19 городских причалов (на 6 единиц больше, чем в 2020-м). И если в прошлом году за сезон к этим причалам было осуществлено 12,6 тыс. швартовок, то нынче – более 30 тыс.

Навигация этого года оказалась более богатой и на маршруты, которые были предложены горожанам и гостям Петербурга. Всего в профильной государственной информационной системе были размещены сведения о 61 экскурсионно-прогулочном маршруте водного транспорта. А новичком стал запущенный 7 августа пилотный кольцевой «Невский маршрут», который проработал до 19 сентября.

Большим спросом пользовался и возобновленный после девятилетнего перерыва маршрут из Петербурга в Кронштадт на «Метеоре»: по данным обслуживавшей его компании, в парк «Остров фортов» за четыре месяца были доставлены более 23 тыс. пассажиров. И, по словам главы проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксении Шойгу, маршрут будут развивать и далее, стараясь сохранить цены на нем максимально доступными для пассажиров. Новинкой сезона стала и возможность прокатиться вокруг пяти фортов Кронштадта на двухпалубных теплоходах класса «Москва»: участниками этой водной экскурсии стали свыше 15 тыс. человек.

Успешные итоги сезона на внутренних водных путях специалисты связывают сразу с несколькими причинами. «Да, в этом году в отличие от прошлого навигация прошла удачно, – считает хозяин катера Владимир Быстров. – Во-первых, повезло с погодой: большую часть лета она была жаркой и без дождей. Во-вторых, многие петербуржцы из-за дороговизны не уехали на курорты и сами активно пользовались возможностью совершить прогулки по воде. А в-третьих, в городе было полно москвичей, для которых разнообразные водные экскурсии в диковинку».

И по мнению руководителя Ассоциации владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга Александра Камелина, в этом году потери от отсутствия в Северной столице туристов из-за кордона хотя бы отчасти удалось компенсировать активностью самих петербуржцев и приездом внутренних туристов.

Как считают в группе компаний «Астра Марин», рост интереса к водным прогулкам и экскурсиям среди местных жителей и гостей из других регионов России обусловил то, что в эту навигацию удалось приблизиться к допандемийным показателям. А вот структура потока пассажиров претерпела значительные изменения. Так, если два года назад доля иностранцев составляла не менее 25%, то в эту навигацию она упала до 3%. Зато петербуржцы, в 2019-м покупавшие только каждый десятый билет на водный тур, нынче приобрели 27% поездок. А объем покупок гостей из Москвы и других регионов России достиг 70% от всех экскурсий.

«Особый интерес к водным прогулкам отмечен среди петербуржцев, – говорит генеральный директор ГК «Астра Марин» Андрей Кузнецов. – Местные жители не просто хотели прокатиться по рекам и каналам, а выбирали разные экскурсии и активно приобретали билеты на вечерние программы теплоходов-ресторанов. На смену спонтанным решениям пришло желание полноценно отдыхать на реках и каналах».

По оценке главы «Нева Тревел компани» Юрия Набатова (по данным kаrtoteka.ru, численность персонала предприятия составляет 96 человек), сезон действительно был неплохим. «Пассажиров было много, – отмечает он. – Если в 2019 году мы перевезли около 850 тыс. чел., то в 2021-м с учетом открытия новых маршрутов примерно 750 тыс. человек». Примерно таковы же и успехи других судоходных компаний, входящих в состав Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга («Аква-экскурс», «Смольнинское пароходство» и т. д.).

Что выбирают пассажиры? Кроме стабильно высоко востребованных рейсов скоростных судов в Кронштадт и Петергоф наибольшей популярностью у водных туристов пользуются экскурсии к северным островам дельты Невы с выходом в акваторию Финского залива и к «Лахта-центру». Ночные круизы под разводными мостами. Туры «Парадный Петербург» по Неве и «Имперский Петербург» по Мойке и Фонтанке с выходом в Неву. А также некоторые другие, включая и проходящие по системе hop-on hop-off, благодаря которой гость может выйти в любой точке маршрута, а затем снова «оседлать» его в нужное ему время. При этом эксперты отмечают, что очень быстро, как и в прошлом году, растет доля путешествий, которые гости бронируют онлайн. Приблизительные оценки показывают, что объем интернет-продаж туров на водные маршруты по сравнению с 2019 годом в 2021-м вырос примерно в 2 – 2,5 раза.

В результате на зимовку речники Петербурга уходят в гораздо лучшем настроении, чем год назад. Однако как ситуация будет выглядеть в следующем году, никто сказать не может – сейчас она слишком зависима не только от капризов погоды, но и от того, насколько удастся справиться с коронавирусной инфекцией.

#навигация #реки и каналы #водоемы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7051) от 16.11.2021 под заголовком «Горожан потянуло к воде».


Комментарии